logo
Конкурентоспособность

4.7 Коммерческие тайны предприятия

В увеличении числа конкурентных преимуществ, повышении конкурентоспособности предприятия существенную роль играет система мер по защите коммерческих тайн предприятия. Одной из наиболее опасных форм недобросовестной конкуренции является неправомерное завладение чужими информационными ресурсами с целью их использования. Поэтому защита коммерческих тайн предприятия является важным условием сохранения и упрочнения своих экономических позиций для широкого диапазона состояний предприятия, начиная от возможности получения максимальной прибыли и до выживания, разорения и банкротства предприятия. Настораживает и зарубежный опыт, согласно которому фирмы, не заботящиеся о защите своей интеллектуальной собственности, теряют до 30 % своей возможной выручки.

Впервые понятие "коммерческая тайна" в российском законодательстве появилось в 1990 г. в законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а затем в ст. 139 ГК РФ. Эта "информация составляет служебную или коммерческую тайну в, случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности".

Потери от конкуренции, в том числе и недобросовестной, заставляют и отечественные АТО более ответственно относиться к своим коммерческим тайнам. Однако не хотелось бы, чтобы наши АТО впадали в крайность и срабатывал принцип — "пуганая ворона и куста боится", когда закрывается вся возможная и невозможная, даже очень нужная информация, что нередко сейчас получается в АТО. Это стало понятно, когда при сборе информации о применяемых в городах Саратове и Энгельсе тарифах работники АТО-конкурентов проявляли громадный интерес к тарифам конкурирующих предприятий. Сведения о тарифах имелись только у студентов, хотя информация о тарифах должна быть общедоступной — именно тарифами, в немалой степени, АТО и привлекает своих заказчиков. И только в одном предприятии из семи обследованных охотно делились с заказчиками (а потенциально и с конкурентами) отпечатанным прейскурантом на перевозку грузов. Следовательно, отношение к закрытости и открытости информации в АТО должно быть взвешенно продуманным.

В ряде российских АТО и до перехода к рынку не безразлично относились к своим коммерческим тайнам1, несмотря на то что, например, в 1990 г. группа директоров автотранспортных предприятий из различных регионов, приехавших в Саратов для повышения квалификации, была на выездном занятии в гремевшем тогда своими достигнутыми показателями и отличной производственно-технической базой СПОГА № 2. После осмотра предприятия директора зашли в кабинет к начальнику СПОГА № 2, где он в дружеской беседе рассказал коллегам—директорам, как удалось достигнуть таких результатов, и ответил на их вопросы. Когда же директора попросили дать возможность ознакомиться с отчетностью предприятия в планово-экономическом отделе и бухгалтерии, то услышали категорический отказ.

Не будем забывать и о таком аспекте: сейчас немало АТО стали открытыми акционерными обществами (ОАО), которые для нормальной работы рынка ценных бумаг и фондовых бирж обязаны регулярно публиковать сведения о результатах своей деятельности. Так в соответствии с законом РФ от 24.11.1995 г. "Об акционерных обществах" ОАО обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков и другие сведения, определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при правительстве РФ. Так в дополнение к этому Федеральная комиссия постановлением от 8.05.1996 г. решила, что дополнительно к указанным должны публиковаться сведения о соотношении стоимости чистых активов и размере уставного капитала, количестве акционеров, наименовании, организационно-правовой форме, местонахождении и другие реквизиты предприятия. Поэтому АТО в любом случае придется делиться частью своих тайн.

Кроме того, решением правительства РФ определен перечень сведений, которые для обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов не могут быть отнесены к коммерческой тайне: учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (лицензии, регистрационные удостоверения, патенты); документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работников, их заработной плате, а также наличии свободных мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства или требований безопасности труда.

Коммерческой тайной не может быть информация, сокрытие которой может нанести ущерб обществу.

С другой стороны предприятия заинтересованы и сами информируют потребителей через средства массовой информации о результатах своей деятельности, рассказывают о производственных и коммерческих достижениях, но не раскрывают при этом сущность производственных процессов. Это способствует росту доверия потребителей к предприятию, расширяет рынки сбыта ПРУ, повышает курс акций ОАО.

Предприятие, в соответствии с действующим законодательством, имеет право не предоставлять государственным органам информацию, составляющую коммерческую тайну.

Сформулируем теперь заново - под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, управлением, финансами, технологией и другой деятельностью АТО, разглашение которых может привести к ущербу интересам АТО. Это особая форма собственности предприятия.

1 Абалонин СМ. Коммерческие тайны АТП//Автомобильный транспорт, 1997. № 12. С. 19-20

За рубежом вообще принято во время первой деловой встречи обмениваться письменными материалами о профиле фирмы, ассортименте выпускаемых товаров, их отличительных особенностях, краткими сведениями о главе фирмы и т. п.

Перечень сведений, которые необходимо защищать, может быть довольно большим. Так, иностранные фирмы хотели бы знать немало интересных данных о своих конкурентах. Этот перечень в значительной степени применим и к деятельности отечественных АТО. Существует четыре основных направления сбора информации о конкурентах предприятия.

1. Информация о рынке ПРУ:

данные, которые могут использоваться для нанесения ущерба репутации предприятия.

2. Информация о производстве ПРУ:

3. Информация об организационных особенностях и финансово-экономической сфере:

4. Информация о социальной сфере:

Приведенный перечень очень широк и охватывает практически всю деятельность АТО. Поэтому пытаться защитить все коммерческие и технологические тайны вряд ли возможно. Но оказать противодействие конкурентам необходимо. Поэтому надо определить ключевую информацию, действительно являющуюся производственной тайной АТО. Сокрытие, нераспространение, ограничение доступа к этой информации затрудняет действия вероятных конкурентов.

По мнению зарубежных специалистов наиболее уязвимым звеном при охране коммерческих тайн является персонал предприятия. Поэтому за рубежом для исключения ошибок в подборе персонала проводится предварительная проверка кандидатов, заключение с ними соглашений о неразглашении коммерческих секретов. При приеме на работу в контракте специально оговариваются правила работы с коммерческими секретами, а при увольнении работника берется обязательство о неразглашении и не использовании сведений, ставших известными ему в процессе работы в фирме, требование не устраиваться на работу в конкурирующие фирмы в течение оговоренного срока. Эти же положения стали получать отражение и в российском законодательстве. Так, 06.05.1998 г. в Кодекс Законов о труде РФ в ст. 15 внесено дополнение, что в трудовом договоре могут содержаться условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну. Если раньше понятие служебная тайна использовалось лишь в государственных учреждениях определенных направлений деятельности, то теперь в трудовом договоре предусматривается существование коммерческой тайны в хозяйствующих субъектах любых видов деятельности.

В соответствии с законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, организация защиты коммерческих тайн возлагаются на руководителя предприятия.

Выводы напрашиваются следующие:

На документах, содержащих коммерческие секреты, может стоять гриф "Конфиденциально", "Строго конфиденциально", "Конфиденциально, только адресату".

Обеспечение сохранности коммерческих тайн создает необходимые предпосылки для эффективной работы в конкурентной среде, являясь своеобразной форой для АТО в рыночном экономическом соревновании.