7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
Российским малым предприятиям, не имеющим пока исторически большого практического опыта применения, приходится осваивать и заимствовать зарубежный опыт. Исследователи сравнивают малые предприятия с "жалящими москитами" или "серыми мышами", подчеркивая таким образом их главные особенности — многочисленность и неистребимость, несмотря на легкую уязвимость каждого отдельного предприятия.
В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть работающих занята на мелких и мельчайших предприятиях и мелкие предприятия в количественном отношении представляют самый крупный сектор экономики. Так в Японии мельчайшие предприятия с количеством работающих 1—19 чел. (50 % работающих) и мелкие — 20—99 чел. (более 25 % работающих) дают работу трем четвертям всех трудящихся. Близка к этому доля занятых на мелких предприятиях в Италии, во Франции - 60 %, в США — 55 %, в Великобритании — 48 %.
Мелкий бизнес играет важную роль не только в количественном отношении, но и функциональном. Небольшие фирмы образуют своего рода платформу, фундамент, на котором вырастают крупные компании и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. Функция здесь, в первую очередь, интегрирующая, связывающая всю экономику в единое целое. Отсюда и латинизированное обозначение этого типа фирм — коммутанты, т. е. соединители.
В рыночных условиях наличие платежеспособного спроса является отличным стимулом для организации производства ПРУ и почти автоматически рождает их предложение. Но обратим внимание на избирательность современного производства — экономически оно обосновано и реализуется далеко не в любых условиях. Например, крупное предприятие может давать приличную отдачу при массовом производстве однотипных ПРУ. В противном случае предприятие старается не браться за неперспективные, нерентабельные ПРУ. И такой подход является правилом, а не исключением. Например, сейчас крупные российские нефтяные компании энергично развивают и обновляют сеть крупных, отвечающих современным требованиям автозаправочных станций (АЗС) в городах и на оживленных магистралях, где обеспечен высокий спрос, и менее охотно создают современные АЗС в глубинке из-за малой дневной выручки и высоких затрат по их содержанию.
Только коммутанты готовы использовать любую возможность для организации бизнеса. Все остальные предприятия, и не только крупные, в этом плане очень разборчивы. Получается, что без малых предприятий возникла бы "лоскутная экономика" — некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, даже с высоким уровнем конкуренции, а какие-то — малопривлекательные, из-за малого объема производства и других условий производства и сбыта, практически игнорировались. И здесь широкое поле деятельности и сфера применения основной стратегии коммутантов — постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним. Не даром по уровню развития малого бизнеса судят о возможностях всей страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Так значительная роль малых фирм в японской экономике считается базовой для характеристики японской промышленности, как чрезвычайно гибкой, маневренной, умеющей быстро приспосабливаться к важным сдвигам в мировой экономике.
Существенна роль мелких фирм также в общем формировании конкурентных отношений в хозяйстве. Так столкновение с монополией, крупным предприятием для отдельно взятой малой фирмы часто заканчивается ее гибелью. Но по-другому развивается ситуация во взаимоотношениях всего малого бизнеса с крупными предприятиями. Здесь роли распределяются иначе и атакующей стороной часто выступает рой малых фирм ("москитов"). Сейчас просматривается две тенденции к развитию этого противоборства.
Первая тенденция такова. В западной экономической прессе появился в последние годы новый термин "генерика", обозначающий группу быстро растущих и в основном небольших предприятий, занимающихся копированием ПРУ ведущих фирм. Возникло это направление деятельности первоначально в фармацевтике, далее распространилось на электронику и целый ряд других отраслей.
Сейчас часто любое эффективное, оригинальное лекарство имеет двойников — препараты с той же самой химической формулой, но существенно более дешевые, чем оригинал. Эта же ситуация распространяется и на подделки фирменных курток, маек, джинсов, часов, не лицензированный выпуск запчастей к автомобилям известнейших фирм под видом солидных предприятий.
ПРУ мелких фирм оказываются более дешевыми, чем у их могущественных конкурентов по двум причинам:
при копировании известных ПРУ нет необходимости в огромных расходах на научно-исследовательские работы, что позволяет иметь более низкие затраты;
монополисты завышают свои цены искусственно, а малые предприятия не делают этого, предлагая гораздо дешевле равное по действию лекарство, что позволяет малым предприятиям вытеснять крупные со значительной части рынка. В результате серьезно ограничивается вседозволенность монополистов в ценообразовании.
Вторая тенденция — "снижение глубины самостоятельной переработки продукта" характеризуется тем, что мелкие фирмы вынуждают крупные компании избавляться от собственного неэффективного производства. Ведь нередко в рамках крупных, ведущих компаний наряду с существованием высокоэффективного массового производства есть участки мелкого производства, характеризующиеся низкой производительностью труда. Например, крупный автомобильный концерн может быть на самых передовых позициях по технологии производства двигателей, сборки кузова и всего автомобиля. Но практически невозможно добиться таких же передовых позиций во всех без исключения подсобных участках производства, например, на участке по обтяжке сидений кожей. Эти неэффективные участки и их работа не бросаются в глаза, так как потребителям продаются не сиденья, а в целом автомобиль. Если такой концерн закроет у себя неэффективный участок и будет покупать более дешевые и качественные сиденья у малых предприятий, его издержки упадут и можно будет продавать автомобили дешевле, чем у конкурента, оставляющего себе все неэффективное вспомогательное производство.
Получается, что по форме идет конкуренция между автомобильными концернами, а по существу — между мелкими независимыми производителями и вспомогательными подразделениями концернов, и последние вытесняются с рынка. Мелкий бизнес здесь сравнивается со скальпелем, руками конкурентов срезающим малоэффективные подразделения концернов.
Слабые и маленькие по отдельности коммутанты вместе представляют значительную силу, способную воздействовать на рынок. Не будь их постоянного конкурентного давления, никто не мешал бы крупным предприятиям заключать между собой взаимовыгодные соглашения, совместно повышать цены, длительное время сохранять несовершенные технологии. Мелкий бизнес противодействует всему этому и препятствует тенденции застоя в работе крупных предприятий.
Для противодействия гигантам и выживания возможны две формы поведения малых предприятий.
Во-первых, малые предприятия выбирают такие сферы деятельности, где минимальный эффективный размер предприятия небольшой. Это позволяет иметь низкие издержки из-за небольших затрат на управление, НИОКР, маркетинг, бухгалтерские, складские, рекламные расходы.
Во-вторых, реализуется симбиоз с крупной компанией, хотя здесь и просматривается вариант скрытой потери свободы малого предприятия и превращение в придаток компании. Для противодействия этому малые предприятия стремятся поставлять свои ПРУ сразу нескольким крупным компаниям так, чтобы доля каждой из них в общем объеме сбыта не превышала 20 %.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы