4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
Рыночное поведение каждого предприятия определяется выбором и реализацией его конкурентной стратегии. Так какой же стратегической установкой по применению конкурентных преимуществ пользоваться и когда? Какие у каждой из них достоинства и недостатки, предпосылки для применения?
При разработке конкурентной стратегии производитель должен четко и полно представлять свои сильные и слабые стороны, учитывать структуру своей отрасли и экономики всей страны в целом, которые влияют на соотношение сил, определяющих конкуренцию в данной отрасли.
Лидерство в области затрат. Основная идея здесь — все решения руководства предприятия, их практическая реализация должны быть направлены на снижение затрат. Производитель ПРУ должен находить и использовать каждую возможность получения преимуществ в издержках. Другие характеристики ПРУ — качество, дизайн, сервис, удобство пользования также не должны оставаться без внимания, но они вторичные, а первичные — это себестоимость и издержки. Необходимые для реализации предпосылки следующие:
значительная доля рынка или другие важные преимущества — доступ к дешевой рабочей силе, материалам, запасным частям, топливно-энергетическим ресурсам. Например, в АТО длительное время не достраивали и не пускали в производство свою собственную котельную, и только быстрый рост затрат на централизованное отопление заставил срочно заняться котельной и существенно снизить затраты на отопление АТО;
строительство эффективной производственно-технической базы. (Строить ли? Если строить, то каких размеров? Если раньше вопрос часто решался из расчета на сверхблагоприятную перспективу, то сейчас — с учетом заземленной конкретики.);
строжайший контроль расходов. Например, сейчас не удивляет ситуация, когда на просьбу главного инженера купить дистиллированную воду и кислоту для аккумуляторных батарей директор АТО дает распоряжение на покупку не как бывало, десятков или сотен литров, а уже просто нескольких литров;
снижение расходов на рекламу, научные исследования, сервис (хоздоговорные, научно-исследовательские работы для АТО остались в далеком прошлом, и только исследование и восстановление деталей наплавкой и осталиванием еще встречаются как возможность обеспечения АТО более дешевыми запчастями по сравнению с покупкой новых).
Достоинства стратегии:
АТО с более низкой себестоимостью получают прибыль даже в том случае, когда другие конкуренты из-за конкуренции попали в зону убытков;
преимущество в затратах защищает от сильных и крупных потребителей, которые не могут опустить тарифы ниже, чем тарифы второго по эффективности предприятия-конкурента. Например, в АТО доля крупного заказчика составляет 40 % общего объема перевозок АТО и заказчик требует, чтобы АТО снизила тарифы до уровня ближайшего конкурента, иначе клиент может уйти к конкуренту. Чтобы не потерять выгодного клиента АТО идет ему на уступки, и лидерство в издержках позволяет это сделать;
низкие затраты позволяют меньше зависеть от поставщиков. Например, повышение цен на топливно-смазочные материалы меньше всего задевает лидера по издержкам;
низкие затраты создают высокие входные барьеры для появления новых конкурентов на рынке;
при появлении ПРУ-заменителей лидер по затратам располагает большим диапазоном действий, чем его конкуренты.
Стратегия дифференцирования или специализации. Здесь основная идея — ПРУ предприятия должны иметь существенные отличия от ПРУ конкурентов и обладать чем-то неповторимым с точки зрения потребителей. Это позволяет предприятию устанавливать более высокую цену, чем у конкурентов. Так, надбавки к тарифам на специализированный подвижной состав можно рассматривать как реализацию этой стратегии. А затраты, себестоимость здесь играют второстепенную роль.
Необходимые для реализации предпосылки:
известность предприятия;
интенсивная работа с потребителями, клиентурой. Например, когда в автобазу пришли первые миксеры-бетономешалки, клиентура, не зная их достоинств, не обратила на них внимания. И только когда до клиентов довели достоинства, преимущества перевозок раствора в бетономешалках по сравнению с самосвалами и растворовозами, от клиентуры не стало отбоя, особенно в летние месяцы — период интенсивного строительства;
широкие исследования потребностей клиентуры (вспомним основополагающий принцип маркетинга — производить то, что продается, а не продавать то, что производится);
соответствующий дизайн ПРУ. Например, нельзя выпускать из АТО подвижной состав, который на ходу "машет крыльями" или у него что-нибудь отваливается; такой внешний вид совершенно не вдохновляет клиентуру к приобретению ПРУ в АТО;
учет взаимосвязи "цена—качество". (У потребителя существует, но не всегда срабатывает психология ценовосприятия — чем больше цена ПРУ, тем выше их качество. И этим надо умело пользоваться.)
Достоинства стратегии:
потребители связывают достоинства с имиджем предприятия, что приводит к снижению чувствительности потребителей к цене, а это дает преимущество по отношению к предприятиям-конкурентам с более низкими издержками;
неповторимость или даже эксклюзивность ПРУ и лояльность клиентуры к предприятию создают высокие входные барьеры для выхода новых конкурентов на рынок;
неповторимость, своеобразие ПРУ снижают влияние на АТО крупной клиентуры;
повышенная рентабельность облегчает взаимоотношения с поставщиками;
лояльность клиентуры к ПРУ предприятия позволяет иметь действенную защиту против ПРУ-заменителей.
Предприятие, делающее ставку на дифференциацию, не может полностью махнуть рукой на себестоимость, а должно изыскивать пути повышения эффективности производства и снижения издержек, так как в противном случае оно рискует потерять конкурентоспособность из-за высоких издержек.
Концентрация на сегменте или фокусирование. Основная идея здесь — обработка одного или группы сегментов рынка с целью достижения лидерства по издержкам или особого положения.
Перспективные для фокусирования сегменты:
географически ограниченные рынки;
избранные группы клиентуры, в которых АТО особенно заинтересована;
определенные направления деятельности или части производственной программы АТО.
Необходимые для реализации предпосылки: АТО должна обрабатывать выделенные сегменты рынка более эффективно, чем противостоящие им на рынке конкуренты.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы