1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
В состав законодательства о конкуренции входят четыре федеральных закона:
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
"О рекламе";
"О естественных монополиях";
"О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
В них заложены нормы Конституции РФ о конкуренции, едином экономическом пространстве и едином рынке.
Первый в истории современной России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения предприятий в рыночных условиях, определяющий "правила игры" для конкурентов — закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", был принят 22 марта 1991 г. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Законодательство о конкуренции РФ прошло не такой большой путь развития, как законодательство многих зарубежных стран. Так в США первый федеральный закон о конкуренции (закон Шермана) был принят в 1890 г. А наши нормы, регулирующие конкурентные отношения, стали появляться только немногим более 10 лет назад.
В закон "О конкуренции" (1991 г.) 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г. и 2 января 2001 г. вносились изменения. Рассмотрим наиболее важные положения измененного закона о конкуренции.
Основная особенность закона заключается в том, что он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов и меры ответственности для игнорирующих этот закон. По структуре и содержанию закон ближе не к разрешительному законодательству России, а к зарубежному экономическому законодательству, опирающемуся на принцип "разрешено все, что не запрещено".
В законе дается трактовка основных понятий: товара, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, хозяйствующего субъекта, конкуренции, недобросовестной конкуренции, доминирующего положения, монополистической деятельности, монопольно высокой и низкой цен, аффилированного лица и т. д.
Закон предусматривает запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Так в нем отмечается запрет на создание "министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров". Предусмотрены жесткие запреты должностным лицам на занятие собственным бизнесом.
В законе определен нижний, допустимый барьер монополизации — "не может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %". В дополнениях к закону уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом считается предприятие, контролирующее 65 % и более товарного рынка. Предприятие, > контролирующее 35—65 % рынка, также может быть признано £ монополистом, но для этого антимонопольные органы, изучив ^ конкретную ситуацию, должны доказать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке. Сам факт доминирующего положения предприятия ненаказуем. Антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.
Под антимонопольное регулирование подпадают не только отдельные юридические лица, но и группа лиц — совокупность юридических или юридических и физических лиц, которые путем покупки ценных бумаг, "переплетения" директоров или иным способом осуществляют прямой или косвенный контроль над предприятиями. Группа лиц здесь рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
Существенные изменения внесены в раздел, касающийся ответственности юридических лиц, их руководителей. Индивидуальных предпринимателей, должностных лиц органов исполнительной власти и физических лиц за несоблюдение и нарушение антимонопольного законодательства. Они несут гражданско-правовую, административную, либо уголовную ответственность.
Так, коммерческие и некоммерческие организации подвергаются штрафу за неисполнение в срок предписаний федерального антимонопольного органа в размере до 100 минимальных месячных размеров оплаты труда (ММРОТ) за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 2500 ММРОТ.
Совершение действий (бездействие) в нарушение порядка создания, реорганизации, ликвидации коммерческих организаций и их объединений, при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций наказывается штрафом до 500 ММРОТ.
Непредоставление в установленный срок антимонопольному органу необходимых документов и информации наказывается штрафом в размере до 50 ММРОТ за каждый день просрочки, но не более 5000 ММРОТ, а за предоставление недостоверных сведений - штрафом до 1000 ММРОТ.
Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность:
за неисполнение в срок предписаний антимонопольного органа - штраф до 200 ММРОТ;
за воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонопольных органов их обязанностей — предупреждение или штраф до 120 ММРОТ;
при повторном совершении этих действий в течение года виновные несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Граждане — индивидуальные предприниматели за непредоставление в срок необходимых документов и информации несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 80 ММРОТ.
За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческих, некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, должностные лица антимонопольного органа несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 80 ММРОТ, если эти деяния не влекут другую ответственность, предусмотренную законодательством
Несмотря на дополнения и изменения, закон все еще не лишен недостатков. Так конструкция антимонопольного комитета такова, что он является одновременно и прокуратурой по отношению к нарушителю закона, и хранителем коммерческих тайн, и своего рода верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения. В то же время комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнить данный закон.
Слабость в законе просматривается и в том, что задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой комиссии Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которыми не обладают даже антимонопольные органы США, а с другой, сам оказался включенным в систему исполнительной власти и зависим от многих лиц, существенно заинтересованных в развитии монополизма. Так, если Федеральная Торговая комиссия США подчиняется только президенту США, то Антимонопольный комитет России подчиняется президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его заместителям и еще многим-многим должностным лицам.
Закон о естественных монополиях регулирует отношения в сферах деятельности, где конкуренция неэффективна или имеется нулевая конкуренция. Закон содержит нормы о жестком, и прежде всего ценовом регулировании рынка, о прямом вмешательстве государства в деятельность субъектов естественных монополий.
Закон РФ "О рекламе" содержит нормы о запрещении недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы.
Закон РФ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (с изменениями на 24.12.02 г.) конкретизирует основные понятия конкуренции, определяет доминирующее положение финансовой организации и злоупотребление им, формы недобросовестной конкуренции применительно к финансовым услугам. В чаконе предусмотрены процедура признания действий финансовых организаций ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг и порядок признания недействительными таких сделок или соглашений. Предусмотрено, что органы исполнительной власти различных уровней не вправе принимать нормативные акты и осуществлять действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг. Рассмотрены государственное регулирование деятельности по защите конкуренции и ответственность за нарушение антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы