6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
Все рассмотренное в данном учебном пособии распространяется на деятельность автомобильного транспорта. Однако в работе АТО есть немало специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
В условиях перехода к рынку объемы перевозок автомобильным транспортом существенно снизились, резко ухудшилось положение АТО, практически потеряли былой смысл понятие "договорная клиентура" в грузовых перевозках и приоритетное закрепление пассажирских АТО за конкретными маршрутами. У многих АТО возникла и продолжает развиваться проблема выживаемости, обостряемая конкурентной борьбой за заказчика не только между различными видами транспорта, но и между АТО разной или одной и той же ведомственной ориентации. Нередко с крупными АТО успешно конкурируют индивидуалы-частники.
В таких условиях АТО необходимо серьезно задумываться о конкурентоспособности своих ПРУ. Как сделать, чтобы клиенты-заказчики выбрали именно данную АТО, а не соседнюю или какую-либо другую?
Для обеспечения рентабельности выше среднеотраслевой АТО должны иметь сильные позиции по отношению к конкурентам, проявляющиеся на автомобильном транспорте из рассмотренных is подразд. 4.2 шести, в основном в двух типах конкурентных преимуществ:
более низких издержках;
дифференциации или специализации — незаменимости ПРУ, с точки зрения клиентуры.
Под более низкими издержками понимается не просто меньшая сумма затрат на производство ПРУ, чем у конкурентов, а способность предприятия разрабатывать и сбывать ПРУ более эффективно, чем конкуренты.
Достигается снижение затрат в АТО несколькими путями, внедряемыми по отдельности или в комплексе.
За счет улучшения технико-экономических показателей, в первую очередь таких, как коэффициенты использования парка, пробега, грузоподъемности, нарядного времени.
Расширения перечня выполняемых транспортно-экспедиционных услуг. Кроме традиционных услуг — экспедирования груза, информирования клиентуры о местонахождении груза, выполнения погрузки-разгрузки силами водителей или АТО, сдачи подвижного состава в аренду клиентам, это могут быть и операции, которые по Правилам перевозки грузов возлагаются на заказчиков, но часто выполняются водителями АТО: открывание-закрывание бортов, люков цистерн; привинчивание и отвинчивание, шлангов у них; дочистка платформы от остатков груза; укрытие пологом и увязка груза; выполнение водителем обязанностей стропальщика и др.
Здесь возможны два варианта:
выполнение этих дополнительных операций оплачивается заказчиком по отдельным, согласованным расценкам и способствует увеличению валового дохода АТО;
стоимость этих операций включается в общий договорной тариф, и при малой разнице или совпадении тарифов у ряда АТО-конкурентов выполнение этих дополнительных операций может рассматриваться как скрытое снижение тарифов на транспортно-экспедиционные услуги АТО и способствует привлечению клиентуры в данную АТО.
Могут выполняться и нетрадиционные услуги: ремонтные, регулировочные, моечные, сварочные, покрасочные, диагностические, строительные работы и услуги; организация платных стоянок транспортных средств; предоставление в аренду клиентам помещений и земельных площадей, складов, офисов, производственных помещений; сдача автомобилей в аренду своим водителям; коммерческие услуги (реализация запчастей и материалов) и др.
3..Сокращение материальных затрат на техническое обслуживание, текущий ремонт, топливно-смазочные материалы, шины, накладные расходы, в том числе затраты на управленческий аппарат.
Автотранспортные организации определяют и реализуют наиболее перспективные для себя направления снижения затрат и повышения конкурентоспособности своих ПРУ.
Под конкурентным преимуществом "дифференциация и специализация" понимается не сосредоточение всех маркетинговых усилий АТО на выпуске только определенного вида ПРУ, а способность удовлетворять специфические потребности клиентов и получать за это премиальную цену, т. е. более высокую цену, чем у конкурентов. Чтобы обеспечить это конкурентное преимущество, АТО должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов, предлагая клиентуре ПРУ, заметно отличающиеся более высоким качеством обслуживания (срочность, партионная доставка, доставка по графикам или "точно в срок") либо нестандартным набором свойств, реально интересующих клиентов.
Этими качествами и свойствами, обеспечивающими АТО дополнительную премиальную цену, могут быть, например, наличие в АТО специализированного подвижного состава (панеле-, фермо- и балковозов, рефрижераторов и т. д.), которого нет у конкурентов, специализация специалистов, водителей, подвижного состава в осуществлении международных перевозок грузов, наличие в АТО соответствующего оборудования и приборов по регулированию топливной аппаратуры, электрооборудования, развала-схождения колес, покраски, мойки автомобилей, а также ремонтных рабочих высшей квалификации, каких не встретишь в других АТО.
Кроме того, все виды конкурентных преимуществ необходимо рассматривать под углом их деления на преимущества высшего и низшего порядка, причем к преимуществам низшего порядка относится возможность использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию.
К конкурентным преимуществам высшего порядка относятся оригинальные ПРУ, уникальная технология и специалисты (об них двух преимуществах мы уже говорили), добротные репутация, имидж предприятия.
Особенно ценным конкурентным преимуществом является отличная репутация предприятия. Достигается оно с большим трудом, требуются время и немалые материальные затраты на его поддержание. Завоевать его трудно, а потерять легко.
Обеспечение сегодня устойчивой конкурентоспособности своих ПРУ для АТО — это не очередная компания, а реальное требование, обеспечивающее нормальное функционирование АТО в рыночных условиях.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы