7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
Анализируя деятельность предприятий, фирм, компаний, часто можно столкнуться с явлением, когда меняются названия стран, отраслей и конкретных предприятий, а ситуации, в которые они попадают (казалось бы, своеобразные, неповторимые, характерные только для данного хозяйствующего субъекта), развиваются как по шаблону.
Для ясного понимания происходящего руководству предприятия необходимо четко разобраться, к какому типу функционирования тяготеет их предприятие. Таких типов несколько (табл. 4).
При их рассмотрении прослеживается продолжение следующей особенности. В экономической литературе при описании рыночных стратегий наблюдается ярко выраженный биологический акцент в использовании терминов. Вспомним теории о жизненном цикле товара ("детство", "юность", "зрелость", "старение") или жизненном цикле предприятия ("птица феникс"), да и только что рассмотренные матрицы БКГ ("трудный ребенок", "дойная корова", "собака", "жалящая пчела", "хамелеон" и др.), "выживание в конкурентной борьбе" и т. д. Здесь по настоящему не ставится цель переносить на экономику законы биологии. По эта стихийно сложившаяся традиция позволяет делать доступными, запоминающимися, понятными сложные явления и термины.
Таблица 4
Тип | Профиль | Размер | Устойчи- | Расходы | Факторы | Характеристики |
стратегии | произ- | пред- | вость | на | силы в | для АТО |
| водства | приятия | предприятия | НИОКР | конкурентной борьбе | и автотранспортных подразделений |
Коммутанты | Универсальное, мелкое | Мелкое | Низкая | Низкие | Гибкость, многочисленность | Мелкие ИЧП
|
Патиенты | Специа- | Мелкое, | Высокая | Средние | Приспособленность | Специализированнын |
| лизиро- | среднее, |
|
| К особому рынку | АТО |
| ванное | крупное |
|
|
|
|
Виоленты | Массовое | Крупное | » | Высокие | Высокая производительность | Крупные АТО |
Экспле- | Экспе- | Мелкое, | Низкая | » | Опереже- | Экспери- |
ренты | риментальное | среднее |
|
| ние в нововве- | ментальные производства |
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы