logo
Конкурентоспособность

2.1. Среда функционирования фирмы

Основные силы, действующие в среде функционирования фирмы (рис.2), можно разбить на две группы:

не поддающиеся воздействию фирмы (макросреда);

силы, на которые фирма оказывает или может оказывать воздействие (микросреда).

Рис. 2. Среда функционирования фирмы

Считается, что на внешние условия (макросреду) — политический, экономический и другой климат фирма не может оказать воздействие. Однако в зарубежной практике существует и такое мнение, что если фирма хочет оказать воздействие, например, на политический или правовой климат, она должна принимать активное участие в избирательных кампаниях всех властных структур, чтобы депутаты, избранию которых фирма содействовала, в дальнейшем понимали, отстаивали, лоббировали интересы фирмы. Такие подходы распространяются сейчас и в России.

Главный интерес в микросреде у фирмы проявляется к потребителям (клиентуре). Но фирма вынуждена учитывать и принимать во внимание и все другие элементы микросреды: поставщиков, конкурентов, посредников, контактные аудитории. Если фирма может оказывать на них воздействие, то условия взаимодействия фирмы с ними являются внутренними, а если не оказывает или не может оказывать воздействие, то промежуточными, приближающимися к внешним условиям.

Среди других элементов микросреды очень важную роль играют конкуренты, оказывающие существенное влияние на деятельность фирмы и на получаемые результаты. Изучению конкуренции во всех ее проявлениях, конкурентоспособности ПРУ и фирмы в целом должно уделяться самое серьезное внимание, чтобы с помощью эффективного противодействия конкурентам перемещать эту силу из внешней или промежуточной во внутреннюю среду. Необходимо тщательно изучать, анализировать и понимать конкурентную среду, в которой действует фирма.