2.5. Чистая монополия
Чистую монополию характеризуют следующие признаки:
фирма-монополист — единственный продавец;
нет близких заменителей монопольных ПРУ;
существуют очень серьезные барьеры для выхода других фирм на данный рынок;
конкуренция здесь часто отсутствует.
В качестве монополиста могут выступать государственные организации; частные регулируемая и нерегулируемая монополии При чистой монополии реализуется высшая ступень рыночной власти продавца над покупателем. При отсутствии конкурентов Государственная монополия при помощи политики цен может преследовать различные цели:
устанавливать цены ниже себестоимости на ПРУ, имеющие важное значение для потребителей, которые не могут приобретать ПРУ за полную стоимость;
устанавливать цену, обеспечивающую покрытие издержек и получение прибыли;
назначать цену очень высокой для обеспечения сокращения потребления.
При регулируемой монополии государство позволяет фирме устанавливать тарифы, обеспечивающие, например, заданный уровень рентабельности.
При нерегулируемой монополии фирма имеет возможность сама устанавливать любую цену, в том числе и максимальную, которую способен выдержать рынок. Роль сдерживающей монополию силы здесь должно выполнять государство, контролирующее и ограничивающее деятельность монополистов.
В зависимости от характера и высоты барьеров могут различаться три вида монополий: закрытая, естественная и открытая. Закрытая монополия — это монополия, защищенная юридически, например, патентами, правом. Естественная монополия возникает в отрасли, когда долгосрочные средние издержки минимальны только в случае обслуживания всего рынка одной фирмой и в ее основе лежит экономия на масштабах производства. При открытой монополии одна фирма становится на некоторое время единственным продавцом товара, например фирма, первой вышедшая с новой продукцией на рынок.
При чистой монополии благодаря уникальности своих ПРУ (или условий функционирования), фирма-монополист может полностью контролировать рынок и навязывать свою маркетинговую стратегию рынку.
фирма сокращает производство ПРУ настолько, чтобы возросшая цена давала максимально возможную прибыль.
Считается, что чистая монополия встречается на рынке нечасто.
В некоторых ситуациях монопольное положение в регионе может иметь АТО, расположенная на достаточном удалении от своих конкурентов, которые не оказывают влияния на ее работу. И даже в крупном городе с множеством АТО монополистом может быть, например, специализированная АТО по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, по уборке города- при отсутствии других перевозчиков, претендующих на эту работу в данном сегменте.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы