1.2 Классификация конкуренции
Классификацию можно провести по различным признакам.
1. По этическому признаку различают конкуренцию добросовестную и недобросовестную.
Добросовестная конкуренция направлена на получение прибыли за счет создания более лучших и качественных ПРУ. Добросовестная конкуренция обычно поддерживается правительством, так как при ней выявляется и реализуется весь положительный потенциал ПРУ, она выгодна потребителям.
Под недобросовестной конкуренцией понимают вид конкурентной борьбы, связанный с нарушением принятых в условиях рынка цивилизованных норм и правил. К недобросовестной конкуренции относят:
действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов;
разнообразную практику устранения соперника-конкурента (вплоть до поджога фирм-конкурентов) или блокирование его доступа в отрасль, расцениваемую обществом как неприемлемый способ достижения этих целей;
демпинг товарный или валютный, например, импорт товаров по ценам более низким, чем цены на внутреннем или мировом рынке, что наносит существенный урон национальной промышленности страны-импортера и нередко ведет к сворачиванию выпуска продукции, аналогичной импортируемой;
злоупотребление доминирующим положением на рынке, тайный сговор на торгах, создание тайных картелей;
практику коррупции (взяточничество) с целью повысить конкурентоспособность своих ПРУ при помощи подкупа должностных лиц.
Действия хозяйственных субъектов по дискредитации конкурентов могут быть следующими:
распространение ложных, неточных, порочащих сведений о конкурентах;
введение в заблуждение потребителей по поводу характера, способа, места, качества изготовления ПРУ;
фальсификация П РУ за счет незаконного использования товарного знака, фирменного наименования или маркировки конкурентов;
реклама товара, не отвечающего требованиям качества, искажение сведений о фактических свойствах ПРУ;
разглашение или самовольное использование конфиденциальной производственно-экономической, научно-технологической, торговой и другой, важной для конкурентов информации, чужих коммерческих тайн, беззастенчивое заимствование чужой интеллектуальной и промышленной собственности.
2. В зависимости от типа рынка или конкурентной среды различают:
чистую или абсолютную (совершенную) конкуренцию;
монополистическую конкуренцию;
олигополистическую конкуренцию;
монополию (чистую монополию) (рассматривается в разделе 2).
3. По ценовому признаку конкуренцию делят на ценовую (прямую или скрытую) и неценовую.
Ценовая конкуренция реализуется на основе цены. Она предполагает продажу ПРУ по ценам более низким, чем у конкурентов.
При прямой ценовой конкуренции предприятие широко оповещает о снижении цены на свои ПРУ, стараясь привлечь таким образом к себе потребителей.
При скрытой ценовой конкуренции предприятие вводит новые ПРУ с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает не пропорционально мало. Например, АТО-конкуренты применяют тарифы одинаковые или близкие, а объем оказываемых транспортно-экспедиционных услуг по этим тарифам разный.
Сфера применения ценовой конкуренции ограничена тем обстоятельством, что снижение цены теоретически возможно за счет сокращения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция реализуется на основе качества ПРУ, т. е. конкуренция основана на предложении ПРУ более высокого качества, с большей надежностью, сроком службы, с более высокой производительностью. Эпицентром соперничества между
производителями становятся такие неценовые параметры ПРУ, как их новизна, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, экономичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Важным инструментом конкуренции становится имидж марки и имидж предприятия.
Сегодня на мировом рынке неценовая конкуренция играет ведущую роль, так как выяснилось, что затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся предприятию дешевле, чем затраты на ценовую конкуренцию.
4. В зависимости от формы различают три основных формы конкуренции.
Функциональная конкуренция является постоянным фактором, не зависящим от того, есть у предприятия на рынке конкуренты, предлагающие аналогичные ПРУ, или нет. Функциональную конкуренцию связывают с существованием принципиально иных ПРУ или "внерыночных" способов удовлетворения клиентов в потребностях, на которые ориентирована деятельность данного предприятия.
Так если АТО осуществляет перевозки пассажиров во внутрирайонном сообщении в сельской местности, то фактором функциональной конкуренции для АТО будет привычка местных жителей ездить на велосипеде. В результате для предприятия теряется часть пассажиропотока. Если для России этот пример может быть не особенно показательным, то в Германии, Голландии и других странах граждане зачастую осуществляют взаимопосещения на велосипедах даже на расстоянии 30—40 км.
При городских пассажирских перевозках фактором функциональной конкуренции является привычка жителей ходить пешком. А ПАТО в результате теряют пассажиропоток на короткие расстояния.
При грузовых перевозках и централизованном обслуживании клиентов фактором функциональной конкуренции можно считать самовывоз грузов.
Видовая конкуренция реализуется при наличии нескольких разновидностей ПРУ, предлагаемых конкурирующими предприятиями. На транспорте примером видовой конкуренции является рынок междугородных перевозок грузов, которые могут выполняться автомобильным, железнодорожным, речным, морским, трубопроводным и воздушным транспортом
При межфирменной конкуренции предприятия предлагают на рынке однотипные ПРУ. Иногда эту форму называют предметно-видовой конкуренцией.
На уровне АТО межфирменная конкуренция может проявляться как конкуренция между:
АТО различной ведомственной ориентации (общего пользования, стройтранс, агропромтранс, водтранс и др.);
АТО одной и той же ведомственной ориентации;
АТО и индивидуально-частными предприятиями — как более мобильными и оперативными, гибко маневрирующими тарифами за счет более низких накладных расходов и себестоимости; индивидуально-частные предприятия быстро внедряются на наиболее привлекательных сегментах автомобильных перевозок;
АТО и бывшей обслуживаемой клиентурой, купившей себе подвижной состав и считающей, что так она быстрее снизит свои транспортные издержки по доставке грузов.
5. По территориальному или страновому признаку конкуренция делится на внутриотраслевую и межотраслевую, на иностранную и внутреннюю.
Внутриотраслевая конкуренция наиболее развита в странах с высоким уровнем производства и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня. Она реализуется между аналогичными ПРУ, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству, ассортименту, дизайну.
Межотраслевая конкуренция реализуется между крупными хозяйствующими субъектами, в результате чего капитал перетекает из менее доходных видов производства в более прибыльные.
С иностранной конкуренцией сталкиваются предприятия одной страны вследствие импорта ПРУ из другой страны. Так, например, с иностранной конкуренцией сталкиваются наши АТО при выполнении международных перевозок грузов и пассажиров.
Внутренняя конкуренция реализуется в пределах одной страны.
6. По уровню конкуренции ее делят на совершенную и несовершенную.
Совершенная действует на рынке чистой или абсолютной конкуренции.
Конкуренция несовершенная, когда покупатели или продавцы способны самостоятельно повлиять на уровень устанавливаемых цен, по которым они покупают или продают. К несовершенной конкуренции относят монополистическую, олигополистическую конкуренцию и монополию.
7. Инновационная конкуренция осуществляется за счет: использования новых технологий, новой техники; нового дизайна; нового уровня издержек производства; нововведений в системе распределения и сбыта; новых цен.
Российские АТО, осуществляющие международные перевозки грузов и пассажиров, приобретая себе подвижной состав или получая его по лизингу из Германии и других стран более соответствующий международным требованиям, существенно повышают свою конкурентоспособность.
Аналогично складывается ситуация, когда отечественные АТО закупают импортное оборудование для мойки, покраски, организации инструментального контроля технического состояния автомобилей.
8. По типу конкурентов и их роли в конкурентной борьбе различают:
занимающих доминирующее положение — 65 % и более рыночной доли (по закону РФ о конкуренции);
лидеров — предприятия с большой рыночной долей — 40%;
претендентов на лидеров — 30%;
ведомых — 20%; '
новичков ("окопавшиеся" в рыночной нише) - до 10%.
9. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует конкуренция и между потребителями (покупателями) ПРУ.
Конкуренция продавцов осуществляется при их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта П РУ.
Конкуренция покупателей осуществляется при их соревновании между собой за доступ к ПРУ, за продавца, если на рынок доставляется меньше ПРУ, чем покупатели готовы приобрести по сложившимся ценам.
Обе эти формы могут реализовываться рядом друг с другом в определенном сочетании, характерном для каждого конкретного рынка в зависимости от рыночной силы продавцов и покупателей. Так на рынке продавца, где из-за ненасыщенности рынка, его монополизации продавцы обладают значительной рыночной силой и могут диктовать покупателям свои условия, преобладает конкуренция покупателей. На рынке покупателей в основном реализуется конкуренция продавцов. При развитой рыночной экономике при насыщении рынка ПРУ значение конкуренции покупателей снижается, наступает время рынка покупателя, когда между собой соревнуются продавцы ПРУ.
10. По количеству участвующих в противоборстве хозяйствующих субъектов различают индивидуальную и групповую конкуренцию.
Индивидуальная конкуренция реализуется, когда конкурентами являются отдельно взятые предприятия.
При групповой конкуренции соперничество развивается между сложившимися группами предприятий (объединениями, союзами, ассоциациями). Групповая конкуренция является продолжением индивидуальной. Отдельные предприятия внутри групп могут по-прежнему конкурировать между собой и действуют в одном направлении только в случае совпадения их интересов или при решении общих проблем, которые поодиночке трудно решить.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы