3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
Комплекс параметров, характеризующих конкурентоспособность ПРУ, включает технические, экономические и социально-организационные группы параметров.
Технические параметры наиболее жесткие и в значительной степени характеризуют качество ПРУ. Определяются они действующими стандартами, нормами, правилами, техническими регламентами, рекомендациями, законодательными актами, соответствием международным нормам и характеризуют границы изменения технических параметров.
По техническим параметрам можно судить о назначении ПРУ, их принадлежности к определенному виду или классу. Так грузовые автомобили в зависимости от грузоподъемности могут делиться на автомобили малой, средней или большой грузоподъемности.
Технические параметры могут определяться габаритами, надежностью, долговечностью, эргономическими, патентно-правовыми, эстетическими, экологическими показателями, показателями безопасности.
Эргономические показатели характеризуют соответствие ПРУ свойствам человеческого организма и его психики в процессе выполнения трудовых операций — удобству пользования, скорости утомления, степени стыковки человека с машиной. Так, например, конструкция сидений легковых автомобилей выпуска последних лет существенно улучшена, что позволяет делать гораздо более длительные поездки без ощущения усталости.
Нарушение патентно-правовых норм страны-экспортера делает невозможным экспорт отечественных ПРУ. Когда же патентовладельцем является российское предприятие, это усиливает конкурентные позиции его ПРУ, так как юридически ограничивается доступ аналогичных конкурирующих ПРУ.
Эстетические параметры вызывают положительные или отрицательные эмоции, играющие немаловажную роль в покупательском восприятии и оценке ПРУ. Особенно важна роль эстетических параметров в конкурентоспособности ПРУ личного пользования, так как через внешний вид, дизайн ПРУ могут выражаться такие их свойства, как современность, стиль-ретро, национальных особенностей и др.
С помощью экологических параметров может определяться уровень нанесения вреда работающим, пользователям, окружающей среде: например, снижение или исключение вредных выбросов в окружающую среду тетраэтилсвинца при переходе от этилированного к неэтилированному бензину.
Параметры безопасности оцениваются вероятностью наступления негативных последствий при пользовании ПРУ, например, возможностью расцепки автомобиля и прицепа при движении автопоезда.
Экономические параметры характеризуются единовременными затратами на приобретение ПРУ (оплаченной стоимостью товара, расходами на транспортировку, монтаж, предпродажное обслуживание, налоги, таможенными сборами) и затратами на эксплуатацию ПРУ (расходами на обслуживание, услуги, ремонт, запчасти, топливо, энергию, амортизацию, утилизацию).
Более часто экономические параметры, как уже отмечалось, делится на расходы на покупку товара-ПРУ и расходы, связанные с потреблением. Цена потребления складывается из следующих затрат:
расходы на транспортировку изделия;
расходы на монтаж и приведение в работоспособное состояние;
затраты на топливно-смазочные материалы или электроэнергию;
затраты на послегарантийный сервис, техобслуживание и ремонт;
заработная плата персонала;
расходы на налоги и таможенные сборы;
расходы на страхование изделия;
расходы на амортизацию;
расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса;
непредвиденные расходы
Социальные параметры характеризуются учетом социальной структуры потребителей, моды, сдвигов в структуре потребления, национальных особенностей в организации производства, рекламы, сбыта, сервиса. Могут учитываться тенденции изменения внешних факторов: экономики, конъюнктуры рынка, научно-технического прогресса, внезапное появление или уход конкурентов с рынка.
Организационные параметры характеризуются объемом и сроками поставки; формами платежа и условиями оплаты; комплектностью поставки; условиями гарантии, ответственностью сторон за выполнение контракта поставки; системой скидок; страхованием; грузов и др.
На практике иногда бывает достаточно предложить более приемлемые и льготные условия оплаты, чтобы ПРУ получили широкое распространение.
Так как в ПРУ АТО нередко преобладают именно услуги, то наряду с патентной чистотой, нормативами, стандартами и техническими параметрами существенное внимание уделяется экономическим и социально-организационным параметрам конкурентоспособности ПРУ.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы