logo
Конкурентоспособность

4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам

Основными, наиболее значимыми и применяемыми, считаются стратегии лидерства в издержках, дифференциации или специализации и фокусирования либо концентрации на сегменте. По мнению известнейшего теоретика и практика М. Портера, чтобы

Рис.6. Матрица конкуренции (по М.Портеру)

опередить своих конкурентов, необходимо сконцентрироваться на одной из этих трех стратегий. На основе факторов, важных для определения конкурентной позиции предприятия, М. Портер построил матрицу конкуренции (рис. 6)

Исследования М. Портера привели к выводу, что крупные предприятия со значительной долей рынка с одной стороны и небольшие, специализированные предприятия с маленькой долей рынка с другой стороны, в первую очередь имеют существенный шанс для достижения требуемого уровня рентабельности (рис. 7).

Из вывода просматривается опасность средней позиции предприятия и дается рекомендация, что всем предприятиям, которые не имеют возможностей или ресурсов для достижения лидерства на рынке по издержкам или дифференциации, необходимо сконцентрировать свою деятельность на определенном сегменте или выделенной группе сегментов и наращивать там свои конкурентные преимущества по сравнению с конкурентами.

Для АТО это может быть концентрация усилий, например, на организации перевозок железнодорожных контейнеров на низкорамных контейнеровозах, перевозка грузов, требующих малой механизации при погрузке-разгрузке - (на автомобилях с грузоподъемным задним бортом) и др.

Многие предприниматели-практики считают теории М. Портера слишком общими для объяснения реальных жизненных ситуаций, но вместе с тем они дают богатую пищу для осмысления и анализа рыночной деятельности.