logo
лекции маркетинг

3. Товародвижение.

Товародвижение - деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.

Для контроля эффективности работы службы сбыта используют формулу общих издержек:

Д = Т + F + W + S, где

Д – сумма издержек товародвижения;

Т – транспортные расходы;

F – постоянные складские расходы;

W - переменные складские расходы;

S – стоимость заказов, не выполненных в гарантированные сроки.

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке (46%), последующему складированию товаров (26%), поддержанию товарно-материальных запасов (10%), получению и отгрузке (6%), упаковке товаров (5%), административных расходов (%) и расходов по обработке заказов (3%). Сегодня руководство начинает беспокоить общий уровень затрат на организацию товародвижения, которые достигают 13,6% суммы продаж.

Процесс товародвижения включает следующие этапы:

  1. Выбор места хранения запасов и способа складирования;

  2. Определение системы перемещения грузов;

  3. Введение системы управления заказами;

  4. Установление процедуры обработки заказа;

  5. Выбор способов транспортировки продукции.

Отправная точка создания системы товародвижения - изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов. Потребителей интересуют: 1) своевременная доставка товара, 2) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента, 3) аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах, 4) готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их, 5) готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.

Фирме необходимо изучить сравнительную значимость этих видов услуг в глазах клиентов.

Многие фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. Ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. Все это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов.

Выбор пунктов размещения складов осуществляется с помощью формулы:

П з = к * Е н + И с + И м min, где

П з – суммарные приведенные затраты по каждому варианту сооружения склада;

К - КВ на сооружение склада;

Е н – нормативный коэффициент эффективности КВ;

И с – годовые издержки по содержанию склада;

И м - годовые издержки по доставке товаров потребителям.

Управление запасами.

Объем запасов должен соотноситься со сроком исполнения заказа. Чем больше объем запасов, тем выше издержки и меньше объем наличности.

Принципы управления запасами:

  1. Запасы товара должны соответствовать объему продаж каждого товара;

  2. Количество товара на складе должно быть таким, чтобы можно было обслужить любого покупателя;

  3. Как только количество запаса достигнет минимального уровня, его необходимо восстановить.

Нормальный уровень

Уровень заказов

Если величина продаж или сроки поставок меняются, то

минимальный уровень

Оптовая торговля Природа и значение оптовой торговли

Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.

Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик. Во-первых, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного торговца. В-третьих, в отношении правовых уложений и налогов правительство подходит к оптовым и розничным торговцам с разных позиций.

Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций:

1. Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему больше, чем производителю.

2. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент.

3. Разбивка крупных партий товаров на более мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на мелкие.

4. Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.

5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.

6. Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

7. Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.

8. Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.

  1. Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовик нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве экспозиций, а также в организации систем бухгалтерского учета и управления запасами.