Процесс стратегического планирования на предприятии.
Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в своей деятельности. Стратегия выступает как совокупность методов и средств достижения основополагающих целей фирмы.
При разработке стратегии необходимо учитывать следующее:
-
Целевая географическая сфера деятельности.
-
Доля рынка.
-
Связь продукт – рынок – конкуренция.
-
Развитие рынка.
Стратегии маркетинговой деятельности детализируют стратегии развитие компании в целом. Стратегии на уровне компании следующие: поглощение, слияние, открытие филиала, приобретение акций других компаний, налаживание деловых контактов с другими компаниями, вертикальная интеграция и др.
Общие маркетинговые стратегии по отношению к конкретным рынкам сбыта:
-
Расширение существующих рынков,
-
Проникновение на новые рынки,
-
Поддержание уровня сбыта на существующих рынках,
-
Концентрация усилий на меньшем числе рынков в целях эффективного использования ограниченных ресурсов,
-
Уход с рынка (ликвидация или постепенное сворачивание),
-
Стандартизация маркетинга (унифицированный комплекс маркетинговых мероприятий для нескольких рынков).
Далее, учитывая конкретную ситуацию на рынке, выбирается стратегия по отношению к продукту:
-
Стратегия лидерства (дифференциации). Придание продукту особых качеств, отличных от конкурирующих продуктов, и тем самым обеспечение повышенного спроса на рынке. Стратегия ориентирована на создание имиджа фирмы.
-
Стратегия низких издержек. Конкурентные преимущества – за счет более дешевого производства и сбыта. Как результат – увеличение рыночной доли.
-
Стратегия диверсификации или специализации.
-
Стратегия расширения областей использования продукта.
С точки зрения оптимального комплекса маркетинга можно выделить следующие стратегии:
-
Неадаптивная стратегия, т.е. не зависящая от каких-либо факторов,
-
Стратегия, зависящая от времени,
-
Адаптивная к поведению конкурентов,
-
Реагирующая на объем продаж,
-
Реагирующая на величину прибыли и др.
Стратегическое планирование
Стратегический план маркетинга носит долгосрочный или среднесрочный характер и описывает главные факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии без детальной проработки маркетинговой деятельности. Стратегический план ежегодно пересматривается, уточняется и служит основой для разработки оперативного плана маркетинга. Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы:
1.Формулирование миссии предприятия
2.Определение стратегических хозяйственных подразделений.
3.Изложение вспомогательных целей и задач.
4.Формирование здорового хозяйственного портфеля.
5.Выбор стратегии роста фирмы.
- Тема 1. Основные понятия маркетинга.
- Вопрос 1. Понятие и сущность маркетинга
- Вопрос 2. Основные принципы, цели и виды маркетинга.
- Вопрос 3. Функции и задачи маркетинга
- Вопрос 4. Структура маркетинга.
- Вопрос 5. Маркетинговая среда фирмы.
- Тема 2: маркетинговые исследования
- Виды информации
- Вид исследования.
- Метод исследования
- Методы обработки результатов
- Тема 3: изучение потребителей
- 1. Изучение индивидуальных потребителей.
- Развернутая модель покупательского поведения:
- 2. Изучение потребителей - организаций.
- Основные различия между потребителями – организациями и конечными потребителями.
- Тема 4: изучение рынка.
- 1. Общие положения.
- 2. Изучение фирменной структуры рынка.
- 3. Изучение товарной структуры рынка.
- 3. Изучение фирменной структуры рынка.
- 4. Анализ внутренней среды предприятия.
- 1. Выбор стратегии охвата рынка
- Основные признаки сегментации рынка по группам потребителей
- 3.Позиционирование товара на рынке.
- 4. Разработка плана маркетинга.
- Тема 6. Товар в системе маркетинга
- Вопрос 1. Уровни товара.
- Вопрос 2. Основные виды классификации товаров
- Вопрос 3. Товарный ассортимент, товарная номенклатура.
- Вопрос 4. Жизненный цикл товара.
- 1. Маркетинговые факторы воздействия на сбыт.
- 2. Решение по поводу канала сбыта.
- 3. Товародвижение.
- Виды предприятий оптовой торговли
- Классификация предприятий розничной торговли
- Примеры реализации маркетинговых решений в сфере закупок:
- Размер наценки:
- Тема 8. Продвижение продукции на рынок.
- Факторы, влияющие на выбор метода продвижения.
- Тема 9. Ценообразование.
- Вопрос 1. Стратегия и тактика ценообразования.
- Вопрос 2. Процесс установления исходной цены.
- 1. Определение целей
- 2 Определение спроса.
- 3 Оценка издержек производства.
- 4 Анализ предложения и цен конкурентов.
- 5 Выбор метода ценообразования.
- 2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
- 3 Определение цен с ориентацией на спрос,
- 5. Установление цен на основе закрытых торгов.
- 6. Установление окончательной цены.
- Вопрос 3. Модификация цен.
- Вопрос 4. Инициативное изменение цен.
- Тема 10. Управление маркетингом на предприятии.
- Процесс стратегического планирования на предприятии.
- 1.1. Миссия фирмы.
- 1.2. Критерии формирования стратегических хозяйственных подразделений (или по-другому - хозяйственный портфель).
- 1.3. Внутренние цели и задачи.
- 1.4. Хозяйственный портфель предприятия.
- 1.1.5. Выбор стратегии роста.