1.3. Внутренние цели и задачи.
На данном этапе разработки стратегического плана фирмы формулируются ее цели, которые непосредственно связаны с миссией, но, в отличие от миссии, выражают внутренние задачи фирмы, ее желаемое состояние.
Перед разработкой целей и задач для предприятия очень важно разработать концепцию управления маркетинговой деятельностью. Современная концепция маркетинга включает в себя три основных элемента:
1. Ориентация на потребителя, т.е. более точная привязка новых товаров к каждой категории покупателей.
2. Подход к маркетингу как к общекорпоративному делу, успех в котором определяется усилиями всех функциональных подразделений.
Ориентация на прибыльность, как фактор, определяющий конечную тактику продаж.
Концепции управления маркетинговой деятельностью следующие:
1). Концепция совершенствования производства. Данная концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Эта концепция используется в следующих случаях:
а) когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае требуется расширение производства,
б) когда себестоимость слишком высока, ее необходимо снизить за счет повышения производительности труда.
2). Концепция совершенствования товара. Она предполагает постоянное улучшение качества товара. Такая концепция может быть использована в условиях неценовой конкуренции, когда для покупателей качество продукции важнее ее цены. Однако, не следует забывать, что с постоянным ростом качества товара растет и его цена, и на рынке может сложиться ситуация, когда покупатели предпочтут менее качественную, но и менее дорогую продукцию конкурентов. Поэтому фирмам, использующим данную концепцию необходимо постоянно следить за спросом на свои товары, и в случае неблагоприятной ситуации принимать экстренные меры.
3). Концепция интенсификации коммерческих усилий. Концепция предполагает, что основные усилия фирма должна направлять на сбытовую деятельность. Данная концепция используется при выходе фирмы на новый рынок или при выводе на уже существующий рынок новой продукции.
4). Концепция маркетинга. Она утверждает, что для достижения успеха фирма сначала должна определить потребности рынков, чтобы обеспечить желаемую удовлетворенность более эффективными, чем у конкурентов, способами. Такую концепцию выбрали для себя: "Проктер энд Гемб", "Ай Би Эм", "Макдональдс" и другие.
5). Концепция социально - этического маркетинга. Ока считает, что задачей фирмы является, с одной стороны, установление и удовлетворение нужд рынков, а с другой - решение проблем сохранения или укрепления природной среды, благополучия потребителя и общества в целом.
Цели представлены совокупностью стратегических и тактических целей. К стратегическим целям относятся: максимизация прибыли, удовлетворение запросов потребителей, завоевание (или расширение) доли рынка, достижение превосходства над конкурентами, увеличение количества продаж.
Тактические цели (или задачи) могут быть следующие:
* обеспечение требуемых потребителями характеристик товара,
* повышение конкурентоспособности товара,
* продление жизненного цикла товара,
* разработка новых видов товаров,
* организация эффективного сбыта,
* организация сервисного обслуживания проданных товаров,
* экономическое стимулирование сбыта товаров,
* создание благоприятного общественного мнения о товаре и фирме- производителе.
Каждое стратегическое хозяйственное подразделение компании должно устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности: экономические, социальные, научно - технические. Исследования показали, что для фирм, выпускающих продукцию производственного назначения, наиболее важны маркетинговые цели, связанные с долей прибыли, усилиями торговых агентов, разработкой новой продукции, продажей основным потребителям и политикой ценообразования; для производителей потребительских товаров - с долей прибыли, стимулированием продаж, разработкой новой продукции и политикой ценообразования, усилиями торговых агентов и расходами на рекламу; для фирм, действующих в области сервиса, - с усилиями торговых агентов, рекламными темами, обслуживанием потребителей и стимулированием сбыта. Так, целями банка, определяемыми с позиций доходности, рентабельности и структуры баланса могут быть:
-
Постепенное изменение структуры активов и пассивов банка;
-
Обеспечение ликвидности баланса как гарантии надежности банка;
-
Увеличение собственного капитала.
Руководители маркетинговых служб некоторых компаний рекомендуют, чтобы план содержал не более чем шесть - восемь целей, В этом случае легче при выборе стратегий и разработке оперативных планов сконцентрировать внимание на ключевых направлениях действий. Для практической деятельности полезно определить иерархичность, т.е. соподчиненность целей. При выработке исходных целей необходимо учесть интересы заинтересованных лиц и организаций. Имеются к виду акционеры (рост прибылей и дивидендов), сотрудники (гарантия занятости, оплата труда, удовлетворение работой), правительственные учреждения (политика цен, защита окружающей среды), местные органы управления (интересы жителей данного региона), организации, защищающие интересы потребителей и прочие.
- Тема 1. Основные понятия маркетинга.
- Вопрос 1. Понятие и сущность маркетинга
- Вопрос 2. Основные принципы, цели и виды маркетинга.
- Вопрос 3. Функции и задачи маркетинга
- Вопрос 4. Структура маркетинга.
- Вопрос 5. Маркетинговая среда фирмы.
- Тема 2: маркетинговые исследования
- Виды информации
- Вид исследования.
- Метод исследования
- Методы обработки результатов
- Тема 3: изучение потребителей
- 1. Изучение индивидуальных потребителей.
- Развернутая модель покупательского поведения:
- 2. Изучение потребителей - организаций.
- Основные различия между потребителями – организациями и конечными потребителями.
- Тема 4: изучение рынка.
- 1. Общие положения.
- 2. Изучение фирменной структуры рынка.
- 3. Изучение товарной структуры рынка.
- 3. Изучение фирменной структуры рынка.
- 4. Анализ внутренней среды предприятия.
- 1. Выбор стратегии охвата рынка
- Основные признаки сегментации рынка по группам потребителей
- 3.Позиционирование товара на рынке.
- 4. Разработка плана маркетинга.
- Тема 6. Товар в системе маркетинга
- Вопрос 1. Уровни товара.
- Вопрос 2. Основные виды классификации товаров
- Вопрос 3. Товарный ассортимент, товарная номенклатура.
- Вопрос 4. Жизненный цикл товара.
- 1. Маркетинговые факторы воздействия на сбыт.
- 2. Решение по поводу канала сбыта.
- 3. Товародвижение.
- Виды предприятий оптовой торговли
- Классификация предприятий розничной торговли
- Примеры реализации маркетинговых решений в сфере закупок:
- Размер наценки:
- Тема 8. Продвижение продукции на рынок.
- Факторы, влияющие на выбор метода продвижения.
- Тема 9. Ценообразование.
- Вопрос 1. Стратегия и тактика ценообразования.
- Вопрос 2. Процесс установления исходной цены.
- 1. Определение целей
- 2 Определение спроса.
- 3 Оценка издержек производства.
- 4 Анализ предложения и цен конкурентов.
- 5 Выбор метода ценообразования.
- 2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
- 3 Определение цен с ориентацией на спрос,
- 5. Установление цен на основе закрытых торгов.
- 6. Установление окончательной цены.
- Вопрос 3. Модификация цен.
- Вопрос 4. Инициативное изменение цен.
- Тема 10. Управление маркетингом на предприятии.
- Процесс стратегического планирования на предприятии.
- 1.1. Миссия фирмы.
- 1.2. Критерии формирования стратегических хозяйственных подразделений (или по-другому - хозяйственный портфель).
- 1.3. Внутренние цели и задачи.
- 1.4. Хозяйственный портфель предприятия.
- 1.1.5. Выбор стратегии роста.