logo search
Конкурентоспособность

6.3 Классификация и анализ конкурентов ато

Рыночные отношения уже вошли прочно в жизнь и деятельность АТО, но не все элементы этих отношений получают должное отражение и развитие в работе предприятий. Так важнейший элемент — конкуренция уже давно существенно сказывается на результатах деятельности АТО, но работа по изучению конкурентов, организации противодействия им, систематизированному определению, расширению, углублению своих конкурентных преимуществ носит в АТО случайный, бессистемный характер, либо не ведется совсем. Конкуренты почти не изучаются, их учет проводится спонтанно отдельными специалистами служб маркетинга, эксплуатации или коммерческой службы.

Одной из причин такого отношения к конкуренции в практической деятельности АТО является то, что общие подходы к конкуренции, применяемые во всех отраслях, из-за специфики работы автомобильного транспорта не всегда приемлемы для АТО, и проводимая работа не приносит должных результатов1.

Рекомендации по изучению и учету конкурентов в АТО нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

При классификации конкурентов на автомобильном транспорте необходимо использовать признаки, которые применяются при сегментировании рынка товаров производственного назначения и рынка товаров индивидуального пользования.

Транспортный рынок подразделяется на грузовой и пассажирский сегменты, каждый из которых характеризуется своими признаками. В пассажирском сегменте в пассажирских АТО преобладают перевозки физических лиц. Поэтому для формирования политики обслуживания пассажиров используются признаки рынка товаров индивидуального пользования или широкого потребления.

В грузовых АТО по общему объему преобладают ПРУ, предназначенные для предприятий (производственные ПРУ), а не для физических лиц. Эта специфика и учитывается далее.

Наиболее важными признаками, по которым должны классифицироваться, а после этого изучаться, анализироваться, прорабатываться конкуренты АТО, являются следующие.

Рис. 13. Доли АТО и конкурентов на рынке перевозок навалочных грузов (а) и топливно-смазочных материалов (б):

1—4 — 1—4-й конкуренты; 5— прочие конкуренты

1. Предмет перевозки — вид перевозимого груза. По наиболее распространенным в АТО видам перевозимых грузов или перспективным для завоевания рынка транспортно-экспедиционных услуг рассматриваются существующие либо потенциальные конкуренты. Примеры анализа конкурентов приведены на рис. 13 и в форме 3.

Такая классификация и выявление конкурентов могут проводиться как по наиболее важным для АТО отдельным грузам, так и по видам перевозимых грузов (навалочные, лесоматериалы, перевозки в контейнерах и т. д.).

2. Расстояние перевозки. Анализируются наиболее существенные, приоритетные конкуренты по сферам деятельности АТО в городском, междугородном, международном сообщениях. Фактически здесь анализируются конкуренты АТО по географическому принципу.

1 Абалонин СМ., Пономарева Е.В. Классификация и анализ конкурентов АТП//Автомобильный транспорт. 1998. № 3. С.15-16

3. Направление перевозки. По городским перевозкам здесь дополняется и расширяется анализ конкурентов по расстояниям перевозок, наиболее существенному анализу подвергаются конкуренты по наиболее предпочтительным и перспективным для АТО направлениям междугородных и международных перевозок.

4. Весомость заказчика. Анализируются конкуренты АТО в зависимости от объемов перевозок клиентов: договорная, не договорная клиентура; с большими, средними, малыми (разовыми) объемами перевозок.

Форма 3

Анализ конкуренции

Наименование показателя

Характеристика показателя

1. Основные конкуренты АТО

1.1. По видам перевозимых грузов

навалочные строительные

1. ЗАО АТО №3

2. ОАО "Автокомбинат № 1"

топливно-смазочные материалы

1. Нефтебаза

2. ИЧП "Трансэкс"

1.2 По расстояниям и

направлениям перевозки:

по городу

1. ЗАО АТО №3

2. ОАО "Автокомбинат № 1"

в междугородном сообщении

1. ОАО "Автокомбинат № 2"

2. ОАО АТО № 6

в международном сообщении

1. ЗАО "Дортехсерсис"

2. ОАО "Автокомбинат № 1"

1.3. По диверсифицированным

1. ОАО "Автокомбинат № 1"

видам деятельности

(ТО и ТР автомобилей)

2. Характеристика основных

конкурентов

2.1. Сильные стороны

1. Применение большегрузных

автопоездов на дальние расстояния

2. Гарантированный срок доставки грузов

3. Скорость реагирования на заказ —

выделение автомобилей в день получения

заявки

2.2. Слабые стороны

1. Постоянные тарифы, не зависящие от

условий перевозок

2. Предусмотрена только предоплата

наличными или перечислением

3. Низкая проходимость подвижного

состава в осенне-зимний период

и на грунтовых дорогах

3. Стратегии маркетинга,

1. Разработка и реализация мероприятий

используемые конкурентами

по укреплению имиджа АТО

2. Привлечение клиентуры с помощью

рекламы

3. Предоставление сервисных

транспортно-экспедиционных услуг

Форма 3 (окончание)

Наименование показателя

Характеристика показателя

4. Какие аргументы и

1. Применение скидок к тарифам

маркетинговые стратегии можно

постоянной договорной клиентуре

предложить использовать,

2. Применение тарифов,

исходя из слабых сторон

дифференцированных по маркам

конкурентов

подвижного состава, расстояниям

перевозки, уровню рентабельности, в

зависимости от экономического

положения клиента

3. Широкий выбор моделей

подвижного состава

4. При оплате перевозок

возможны комбинация

предоплаты перечислением,

наличными, оплата векселями

5. Привлечение на свою сторону клиента,

который в значительной степени

формирует мнение о качестве

перевозок АТО

6. Более широкое проникновение

в сегмент международных перевозок,

который конкуренты недооценивают

7. Использование делового опыта и

связей руководства АТО, а также его

имиджа для расширения

диверсифицируемых видов деятельности

5. Какие новые конкуренты

могут появиться

5.1. При перевозке горюче-

1. ИЧП "ГСМ-транс" (пополнился

смазочных материалов

новыми бензовозами)

5.2. При перевозке навалочных

1. ОАО АТО № 5 (много автомобилей

строительных грузов

простаивает в АТО из-за отсутствия

работы)

2. ОАО "Автокомбинат № 1" (пополнил-

ся самосвальными автопоездами)

5.3. При международных

1. ЗАО "Волгамост" (пополнился авто-

перевозках

поездами немецкого производства для

международных перевозок)

Такой анализ конкурентов будет дополнять ранее проведенную работу по классификации конкурентов по видам перевозимых грузов. Этот анализ конкурентов позволяет АТО более четко расставить акценты и выработать стратегию по противодействию конкурентам в наиболее привлекательных секторах рынка транспортно-экспедиционных услуг.

При классификации и анализе конкурентов могут быть применены и другие признаки, например, классификация конкурентов в зависимости от обслуживаемых АТО отраслей (торговля, строительство, машиностроение), секторов экономики (государственные, частные), по диверсифицированным видам деятельности АТО (техническое обслуживание и ремонт, окраска, мойка, диагностирование, организация платных автостоянок и заправки автомобилей на коммерческой основе).

Классификация и анализ конкурентов в соответствии с названными признаками позволяют более детально и адресно провести обобщенное, сводное исследование конкурентов и продумать целенаправленное противодействие им. Пример такого анализа конкурентов приведен в форме 3.