1.1Определение конкуренции
В переводе с латинского "concurrere" — бежать вместе, "concurro" — сталкиваюсь. Эти слова можно понимать как соперничество между людьми в достижении цели.
По всеобщему признанию конкуренция является ключевым звеном всего рыночного механизма и рыночной экономики в целом.
Предмет конкуренции — это продукция, работы, услуги (в дальнейшем ПРУ), посредством которых соперники стремятся завоевать заказчика-клиента и его деньги. Именно ПРУ характерны как для грузовых, так и пассажирских АТО, которые в современных условиях нередко выпускают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для заказчиков. И эта ситуация характерна и для других видов транспорта.
Объект конкуренции — это заказчик, за расположение которого борются на рынке автотранспортных услуг противоборствующие стороны.
Высокая конкурентоспособность ПРУ не является самоцелью для предприятия-производителя, а служит лишь средством получения высокой прибыли.
Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимосвязи, взаимодействия и борьбы собственников ПРУ за наиболее выгодные условия их производства и реализации.
Рассмотрим несколько обобщенных трактовок конкуренции, наиболее принятых в современной литературе как за рубежом (П. Самуэльсон, М. Портер, К.Р. Макконнел, С.Л. Брю), так и в России, например, в законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Конкуренция это:
соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;
борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;
состязательность хозяйствующих субъектов на товарном рынке, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Конкурентная борьба ведется не только за потребителя, но и за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения.
Суть конкуренции выражается пятью силами, действующими в любой отрасли экономики, как на внутреннем, так и на внешнем рынках (рис. 1). Эти силы влияют на прибыльность отрасли, так как они воздействуют на устанавливаемые цены, затраты, необходимые для производства ПРУ, величину капитальных вложений и текущих затрат, необходимых для организации производства и противодействия конкурентам.
Появление новых конкурентов приводит к созданию новых производственных мощностей в отрасли, стремлению новичков отвоевать себе долю рынка, что, в конечном счете, снижает общий потенциал прибыльности в отрасли. Появление новых конкурентов будет заведомо ограничено на рынках с высокими входными барьерами.
Наличие крупных поставщиков и потребителей может приводить к оказанию давления на фирму-производитель, например, с помощью "уторговывания" цены, что также может приводить к снижению прибыльности фирмы.
Появление товаров и услуг-заменителей ограничивает запрашиваемые предприятием цены, так как более высокие цены приведут к повышению потребления товаров-заменителей, т. е. теряется контроль над ценами. Ограничиваются перспективы и потенциал для роста и получения прибыли в долгосрочной перспективе, и предприятие может столкнуться с проблемой избытка производственных мощностей.
Ожесточенная конкуренция в отрасли между действующими предприятиями сокращает прибыльность из-за роста затрат на повышение конкурентоспособности - на рекламу, стимулирование сбыта, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), необходимость решения задачи обойти конкурентов любыми способами. При ценовой конкуренции часть прибыли достается потребителю.
Чтобы успешно конкурировать на рынке в данной отрасли, предприятию необходимо учитывать все пять конкурентных сил во всех их проявлениях (см. рис. 1).
Рис. 1. Силы, выражающие суть конкуренции
К достоинствам конкуренции относятся:
повышение качества ПРУ, расширение их номенклатуры;
появление хороших перспектив для технического прогресса;
снижение цен, что выгодно потребителям;
предоставление льгот и скидок;
совершенствование рекламы;
развитие сервиса.
К возможным негативным моментам и последствиям конкуренции относят:
производственно-экономический шпионаж; подделки и фальсификацию фирменных ПРУ, сокрытие дефектов;
обман и введение в заблуждение покупателей;
подкуп, взятки, шантаж;
махинации с деловой отчетностью.
От реакции на конкуренцию зависят условия работы, оплата труда, характер отношений руководства с подчиненными.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы