logo search
Конкурентоспособность

1.3. Функции конкуренции

Конкуренция выполняет в экономике важнейшие функции.

Функция мотивации заключается в том, что у предпринимателя есть стимул предлагать на рынке наилучшие по качеству и цене ПРУ, снижать издержки производства. Прибыль в значительной степени зарабатывается при соблюдении этих условий. Иначе хозяйствующий субъект несет убытки и вытесняется более удачливым конкурентом. Таким образом создаются предпосылки для развития экономики в целом. Здесь конкуренция выступает как экономический рычаг стимулирования производства и повышения качества ПРУ, постоянного их обновления и расширения ассортимента. При конкуренции происходит формирование механизма отбора наиболее эффективных решений.

Функция регулирования проявляется в следующем. Конкуренция способствует тому, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы деятельности, где в них есть наибольшая потребность и где они могут использоваться с максимальной отдачей, приносить наибольший эффект.

Функция контроля действует следующим образом. С помощью конкуренции ограничиваются односторонние действия предпринимателя в достижении им монополизма и потребителям предоставляется возможность выбора ПРУ. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предприятию достигать безраздельного господства на рынке и диктовать потребителю свои условия. Конкуренция предоставляет возможность свободного выбора для всех участников экономических отношений. Считается, что другого пути обеспечения демократии и прогресса общество не нашло.

Функция приспособления формируется следующим образом. В основе любой конкуренции всегда лежит стремление соперничающих хозяйствующих субъектов удовлетворять одну и ту же потребность покупателя. Отсюда вытекает важная функция — приспособление ПРУ к потребностям покупателей. Предпринимателю необходимо выпускать те ПРУ, в которых нуждается потребитель.

Специфическая функция обеспечения безопасности предпринимателей имеет следующую сущность. При наличии большого количества конкурентов всех их нейтрализовать или уничтожить просто невозможно. А реальным следствием монополизма является криминализация экономики, когда борьба за прибыль, за кошелек потребителя ведется любыми, даже недопустимыми и криминальными способами.