logo search
GOSY_otvety_na_voprosy

5.Правовые основы связей с общественностью.

Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relation, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

Правовое регулирование — это система регулирования поведения людей в обществе посредством правовых норм, устанавливаемых органами государственной власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных организаций с возможностью применения фиксированных санкций за отклонение от данных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм. Ни о каком добровольном следовании данным предписаниям речь не идет.

Саморегулирование — гораздо более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет «общественно опасного деяния» с точки зрения права, но есть морально-этическая коллизия, порой более негативная по своим последствиям для общества, чем любой правовой поступок. Саморегулирование не может носить обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Роль саморегуляторов играют в данном случае нормы и идеалы, которые служат этическими критериями для оценки как отдельно взятых поступков, так и всей деятельности в целом.

Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью, СМИ, рекламы на общество происходит, прежде всего, с помощью информации. Таким образом, нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой отрасли права — информационной.

Правового регулирования требует не только сама информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их донесения до потребителя, но и процессы, связанные с ее получением, созданием, обработкой, распространением и т.п., что и составляет суть любого коммуникационного процесса. Таким образом, информационное право — это отрасль, которая не является ни классической, ни чистой по принадлежности к какому-либо семейству одной отрасли права по методу регулирования. Информационное право является отраслью третьего уровня классификации — отраслью комплексной по методам правового регулирования. Ее специфика — сочетание конституционного регулирования, административных способов обеспечения особенностей информационной деятельности, привлечение всего арсенала регулирующих, контрольных, принудительных, карательных и стимулирующих мер в процессе обеспечения соблюдения законодательства и реакции государства на правонарушения.

Информационное право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преждевременно. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам, специальных федеральных законов пока немного. Это законы: «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г., «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., «О рекламе» от 18 июня 1995 г., «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. и ряд других.

В зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют связи с общественностью, в процесс правового регулирования PR включаются ниже перечисленные законодательные акты.

1. В сфере деятельности органов власти и органов государственного управления — Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Указы Президента РФ «О государственном флаге РФ», «О судебной палате по информационным спорам», «Об управлении Президента РФ по связям с общественностью», постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со средствами массовой информации», «Положение о правительственной комиссии по реализации концепции государственной национальной политики РФ» и др.

2. В сфере окружающей среды — Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

3. В условиях чрезвычайной и кризисной обстановки—Федеральный закон «О гражданской обороне», Федеральный закон «О защите населения и территории в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести» и др.

4. В системе средств массовой информации — Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», Европейская конвенция о трансграничном телевидении, парламентская ассамблея Совета Европы «О роли национального вещания и управления им» и др.

Этика и профессиональные стандарты в связях с общественностью

Виды кодексов профессионального поведения ПР-специалиста:

• Афинский и Лиссабонский кодексы IPRA.

• Римская хартия ICCO и АКОС.

• Кодекс профессиональных стандартов IRSA.

• Декларация этических принципов РАСО.

Хельсинкская хартия Принята в 1997 году на Всемирном конгрессе PR в Хельсинки. Представители ассоциаций по связям с общественностью:

IPRA - Международной ассоциации по связям с общественностью,

CERP - Европейской конфедерации по связям с общественностью

ICO - Международного комитета ассоциаций PR-консультантов,

Все существующие кодексы и декларации, принятые IPRA, CERP и ICO, остаются в силе.

начало от общего одобрения Афинского кодекса в 1961 году и совместных усилий по созданию обязательных составляющих в практике в практике PR в течение 1980-х годов.

Римская хартия (1991) (ICO) НОРМЫ, ЧЕСТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ , ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ, АВТОРСКОЕ ПРАВОIСO отстаивает профессиональные стандарты, проводит исследования в области связей с общественностью и способствует росту понимания важности этой сферы деятельности.

Афинский кодекс. (IPRA)1965. В этом же году принят (CERP). В 1968 года был дополнен.

Согласно этому Кодексу, каждый член IPRA и CERP:

Стремления моральные и культурные, чтобы соблюдать ВСЕБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Обязательства: чтоб было доверие К, чёткий язык, верность К, Воздержание лжи, неэтичных и нечестных проектов, противочеловеческих проектов

Европейский кодекс профессионального поведения в области PR.

Настоящий кодекс был принят на Генеральной ассамблее Европейской Конфедерации PR в Лиссабоне в 1978году. Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области PR - Кодекс CERP) дополнен в мае 1989г. В нём описаны критерии и нормы профессиональной квалификации работников ПР. Общие профессиональные обязанности. Специальные профессиональные обязанности (По отношению к клиентам и нанимателям), (По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации), (По отношению к коллегам-работникам ПР), (По отношению к своей профессии). Любой практический работник ПР, который допускает нарушение настоящего Кодекса другими, будет сам считаться нарушителем этого Кодекса.

Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике маркетинговых и социальных исследований. Принят Европейским обществом по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям (ESOMAR) в Амстердаме в 1995 году.

Кодекс (IPRA) в Венеции (1961)

Честность, личная нравственность, репутация профессиональная, конституции, правила и законы, кодекс, Долг, отношения с К и сотрудниками, Секретность, Методы не унижающие достоинства, Уважая достоинство личности и общества, Правдивость и всесторонность информации

Кодекс профессионального поведения Британского института PR 1963 , пересмотрен в 1985-1986

соблюдение самых высоких норм поведения несет личную ответственность не должен быть замешан в действиях, могущих нанести ущерб репутации СМИ.

не давать взятки если такое действие несовместимо с интересами общества. Член IPR не должен разглашать (кроме решения суда ) или использовать информацию, доверенную ему. Подозреваешь другого - сообщи об этом упомянутому члену IPR, а затем Институту. Долгом всех членов IPR является содействие требуются знание, понимание и соблюдение настоящего Кодекса, всех поправок к нему, а также любых других кодексов, которые будут включены в настоящий Кодекс.

Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (26 сентября 2001) на заседании Исполнительного света Российской ассоциации по связям с общественностью. РАССО, основываясь в своей профессиональной деятельности на общечеловеческих ценностях и универсальных правах личности, прежде всего, свободе слова, свободе печати и свободе собраний, а также на уважении права человека на свободный доступ к информации, осознавая свою ответственность перед обществом и законом, в том числе за достоверность, точность и честность распространяемой информации, руководствуясь пониманием важности формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, провозглашает следующие принципы и нормы своей профессиональной и этической деятельности:

ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТАМИ

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОЛЛЕГАМИ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ

ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ