logo search
лекции маркетинг

3. Изучение товарной структуры рынка.

Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта фирмы могут создавать собственные источники информации в виде: магазинов - опорных пунктов (базовых), сети торговых посредников, специализированных потребительских панелей.

Сеть магазинов - опорных пунктов созидается фирмой для ведения наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Эта сеть формируется из числа фирменных магазинов, согласившихся на договорных началах наблюдать за развитием спроса.

Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка для осуществления наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целесообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия.

Потребительская панель организуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Панельные исследования позволяют установить тенденции в изменении потребления и потребительских оценок в результате сравнения результатов опроса. Панель формируется по правилам, обеспечивающим представительность ее состава по ряду ключевых признаков (например, место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов).

Перед изучением товарной структуры рынка необходимо собрать и изучить информацию о регионе:

  1. Производство каких групп товаров является монопольным.

  2. Торговая сеть каких групп товаров является монопольной.

  3. Наличие в регионе ассоциаций, концернов и других объединений предприятий и их влияние на конкуренцию по товарным группам.

  4. Наличие естественных или государственных монополий.

  5. Наличие барьеров входа на рынки по товарным группам.

  6. Информационное обслуживание рынков.

Изучение товарной структуры рынка проводится по следующим показателям:

  1. производство товаров в ассортименте;

  2. обновление товарного ассортимента;

  3. обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;

  4. продажа товаров в ассортименте;

  5. изменение доли рынка, занимаемого предприятием (конкурентами);

  6. динамика цен и т.д.