4.7 Коммерческие тайны предприятия
В увеличении числа конкурентных преимуществ, повышении конкурентоспособности предприятия существенную роль играет система мер по защите коммерческих тайн предприятия. Одной из наиболее опасных форм недобросовестной конкуренции является неправомерное завладение чужими информационными ресурсами с целью их использования. Поэтому защита коммерческих тайн предприятия является важным условием сохранения и упрочнения своих экономических позиций для широкого диапазона состояний предприятия, начиная от возможности получения максимальной прибыли и до выживания, разорения и банкротства предприятия. Настораживает и зарубежный опыт, согласно которому фирмы, не заботящиеся о защите своей интеллектуальной собственности, теряют до 30 % своей возможной выручки.
Впервые понятие "коммерческая тайна" в российском законодательстве появилось в 1990 г. в законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а затем в ст. 139 ГК РФ. Эта "информация составляет служебную или коммерческую тайну в, случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности".
Потери от конкуренции, в том числе и недобросовестной, заставляют и отечественные АТО более ответственно относиться к своим коммерческим тайнам. Однако не хотелось бы, чтобы наши АТО впадали в крайность и срабатывал принцип — "пуганая ворона и куста боится", когда закрывается вся возможная и невозможная, даже очень нужная информация, что нередко сейчас получается в АТО. Это стало понятно, когда при сборе информации о применяемых в городах Саратове и Энгельсе тарифах работники АТО-конкурентов проявляли громадный интерес к тарифам конкурирующих предприятий. Сведения о тарифах имелись только у студентов, хотя информация о тарифах должна быть общедоступной — именно тарифами, в немалой степени, АТО и привлекает своих заказчиков. И только в одном предприятии из семи обследованных охотно делились с заказчиками (а потенциально и с конкурентами) отпечатанным прейскурантом на перевозку грузов. Следовательно, отношение к закрытости и открытости информации в АТО должно быть взвешенно продуманным.
В ряде российских АТО и до перехода к рынку не безразлично относились к своим коммерческим тайнам1, несмотря на то что, например, в 1990 г. группа директоров автотранспортных предприятий из различных регионов, приехавших в Саратов для повышения квалификации, была на выездном занятии в гремевшем тогда своими достигнутыми показателями и отличной производственно-технической базой СПОГА № 2. После осмотра предприятия директора зашли в кабинет к начальнику СПОГА № 2, где он в дружеской беседе рассказал коллегам—директорам, как удалось достигнуть таких результатов, и ответил на их вопросы. Когда же директора попросили дать возможность ознакомиться с отчетностью предприятия в планово-экономическом отделе и бухгалтерии, то услышали категорический отказ.
Не будем забывать и о таком аспекте: сейчас немало АТО стали открытыми акционерными обществами (ОАО), которые для нормальной работы рынка ценных бумаг и фондовых бирж обязаны регулярно публиковать сведения о результатах своей деятельности. Так в соответствии с законом РФ от 24.11.1995 г. "Об акционерных обществах" ОАО обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков и другие сведения, определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при правительстве РФ. Так в дополнение к этому Федеральная комиссия постановлением от 8.05.1996 г. решила, что дополнительно к указанным должны публиковаться сведения о соотношении стоимости чистых активов и размере уставного капитала, количестве акционеров, наименовании, организационно-правовой форме, местонахождении и другие реквизиты предприятия. Поэтому АТО в любом случае придется делиться частью своих тайн.
Кроме того, решением правительства РФ определен перечень сведений, которые для обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов не могут быть отнесены к коммерческой тайне: учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (лицензии, регистрационные удостоверения, патенты); документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работников, их заработной плате, а также наличии свободных мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства или требований безопасности труда.
Коммерческой тайной не может быть информация, сокрытие которой может нанести ущерб обществу.
С другой стороны предприятия заинтересованы и сами информируют потребителей через средства массовой информации о результатах своей деятельности, рассказывают о производственных и коммерческих достижениях, но не раскрывают при этом сущность производственных процессов. Это способствует росту доверия потребителей к предприятию, расширяет рынки сбыта ПРУ, повышает курс акций ОАО.
Предприятие, в соответствии с действующим законодательством, имеет право не предоставлять государственным органам информацию, составляющую коммерческую тайну.
Сформулируем теперь заново - под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, управлением, финансами, технологией и другой деятельностью АТО, разглашение которых может привести к ущербу интересам АТО. Это особая форма собственности предприятия.
1 Абалонин СМ. Коммерческие тайны АТП//Автомобильный транспорт, 1997. № 12. С. 19-20
За рубежом вообще принято во время первой деловой встречи обмениваться письменными материалами о профиле фирмы, ассортименте выпускаемых товаров, их отличительных особенностях, краткими сведениями о главе фирмы и т. п.
Перечень сведений, которые необходимо защищать, может быть довольно большим. Так, иностранные фирмы хотели бы знать немало интересных данных о своих конкурентах. Этот перечень в значительной степени применим и к деятельности отечественных АТО. Существует четыре основных направления сбора информации о конкурентах предприятия.
1. Информация о рынке ПРУ:
тарифы, скидки, особые условия договоров, ценовая и сбытовая политика;
фактическое состояние рынков сбыта, тенденции и прогноз для данных ПРУ;
доля на рынке транспортно-экспедиционных услуг и тенденции ее изменения;
рыночная политика и планы;
данные, которые могут использоваться для нанесения ущерба репутации предприятия.
2. Информация о производстве ПРУ:
характер и условия заключенных договоров и контрактов;
оценка качества и эффективности ПРУ;
технология и производственно-техническая база предприятия, модификация ранее известных технологий, перспективные методы управления;
уровень затрат;
уровень складских запасов;
производственные мощности, провозная способность, объемы выпуска и планы реализации ПРУ;
размещение и мощность производственных подразделений и филиалов;
сведения о поставщиках, потребителях, посредниках, конкурентах.
3. Информация об организационных особенностях и финансово-экономической сфере:
лица, принимающие в АТО ключевые решений и их философия;
размер прибыли и уровень себестоимости ПРУ, уровень платежеспособности АТО;
финансовые условия реализации ПРУ и их перспективы;
план инвестиций, программа расширения (свертывания) производства и приобретения подвижного состава, оборудования, лицензий;
планы рекламной деятельности;
главные проблемы и возможности;
производственные коммерческие, финансово кредитные отношения и фактическое состояние расчетов с теми или иными клиентами;
механизм формирования конкурентных тарифов и цен на ПРУ;
планируемые кредиты и условия их получения;
неудовлетворительное финансовое положение АТО и финансовые проблемы.
4. Информация о социальной сфере:
ведущие специалисты АТО, их морально-деловые качества и биографические данные, наличие компрометирующих их связей, моральные проблемы, интеллектуальный потенциал коллектива;
применяемая в АТО система стимулов по повышению производительности труда, укреплению дисциплины, сохранению коммерческих тайн;
личные отношения руководства и ведущих специалистов АТО как между собой, так и с руководством административных, финансовых, экологических и других учреждений;
наличие у членов коллектива, руководителей подразделений и АТО желания начать свое дело.
Приведенный перечень очень широк и охватывает практически всю деятельность АТО. Поэтому пытаться защитить все коммерческие и технологические тайны вряд ли возможно. Но оказать противодействие конкурентам необходимо. Поэтому надо определить ключевую информацию, действительно являющуюся производственной тайной АТО. Сокрытие, нераспространение, ограничение доступа к этой информации затрудняет действия вероятных конкурентов.
По мнению зарубежных специалистов наиболее уязвимым звеном при охране коммерческих тайн является персонал предприятия. Поэтому за рубежом для исключения ошибок в подборе персонала проводится предварительная проверка кандидатов, заключение с ними соглашений о неразглашении коммерческих секретов. При приеме на работу в контракте специально оговариваются правила работы с коммерческими секретами, а при увольнении работника берется обязательство о неразглашении и не использовании сведений, ставших известными ему в процессе работы в фирме, требование не устраиваться на работу в конкурирующие фирмы в течение оговоренного срока. Эти же положения стали получать отражение и в российском законодательстве. Так, 06.05.1998 г. в Кодекс Законов о труде РФ в ст. 15 внесено дополнение, что в трудовом договоре могут содержаться условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну. Если раньше понятие служебная тайна использовалось лишь в государственных учреждениях определенных направлений деятельности, то теперь в трудовом договоре предусматривается существование коммерческой тайны в хозяйствующих субъектах любых видов деятельности.
В соответствии с законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, организация защиты коммерческих тайн возлагаются на руководителя предприятия.
Выводы напрашиваются следующие:
на предприятии должен быть объявлен перечень информации и вопросов (желательно приказом по АТО, подготовленным комиссией ведущих специалистов), являющихся коммерческой тайной;
должно быть определено, кому, когда, как давать эту информацию, необходимо предусмотреть мероприятия по защите коммерческих тайн.
На документах, содержащих коммерческие секреты, может стоять гриф "Конфиденциально", "Строго конфиденциально", "Конфиденциально, только адресату".
Обеспечение сохранности коммерческих тайн создает необходимые предпосылки для эффективной работы в конкурентной среде, являясь своеобразной форой для АТО в рыночном экономическом соревновании.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы