logo search
Конкурентоспособность

4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ

Завоеванные на рынке конкурентные преимущества предприятию необходимо удерживать, закреплять и развивать.

Возможность удержания определяется во многом умением приспосабливаться к изменяющимся условиям конкуренции. Различают три варианта конкурентного поведения на рынке: креативное, приспособленческое и обеспечивающе-гарантирующее.

Креативное конкурентное поведение заключается в реализации мероприятий, направленных на создание новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами (новые ПРУ, новые формы технологии, организации производства, распределения, сбыта и др.).

Приспособленческое конкурентное поведение заключается в учете инновационных изменений в производстве ПРУ и попытках опередить действия конкурентов по модернизации производства. Оно применяется в случае неуверенности предпринимателя и своих инновационных возможностях, когда он стремится в первую очередь к копированию достижений своих конкурентов по возможности в более сжатые сроки.

Обеспечивающе-гарантирующее конкурентное поведение базируется на стремлении сохранить и стабилизировать достигнутые конкурентные преимущества и позиции на рынке на длительный срок за счет повышения качества ПРУ, расширения ассортимента, оказания дополнительных услуг. Применяется такое поведение в случае, когда предприятие не имеет возможности существенно менять производственную или коммерческую программу из-за слабого инновационного потенциала.

Длительность удержания конкурентных преимуществ зависит в значительной степени от трех основных факторов

1. Источник конкурентного преимущества, которое делится на преимущества низкого и высокого порядка.

К преимуществам низкого порядка относится возможность предприятия использовать дешевую рабочую силу сырье, материалы, комплектующие, топливно-энергетические ресурсы. Преимущества низкого порядка могут быль легко достигнуты и конкурентами предприятия за счет копирования, нахождения других источников получения этих конкурентных преимуществ. Такое преимущество, как дешевая рабочая сила, может обернуться и против предприятия. Если в АТО платят маленькую зарплату своим водителям, ремонтникам, то конкуренты могут переманить к себе с помощью более высокой зарплаты высококлассных работников предприятия.

Преимущества высокого порядка (отличная репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, применение уникальных технологий, производственно-технической базы, специально обученного, квалифицированного персонала) могут удерживаться более длительное время. Этим преимуществам присущи следующие особенности:

2. Количество имеющихся на предприятии явных источников конкурентного преимущества. Чем больше у предприятия число конкурентных преимуществ, тем существеннее это осложняет задачи преследователей-конкурентов.

3. Постоянная модернизация производства, совершенствование видов деятельности, что является самым важным и существенным фактором сохранения конкурентных преимуществ.

Звучит как аксиома: если предприятие хочет сохранить свои преимущества, оно должно создавать новые преимущества по крайней мере с такой же скоростью, с какой конкуренты могут догонять, копировать, осваивать действующие конкурентные преимущества предприятия.

Главной задачей предприятия является постоянное улучшение показателей деятельности, чтобы усилить и укрепить имеющиеся преимущества. Этому способствуют, например, более эффективная эксплуатация и загрузка производственных мощностей, организация более эффективного обслуживания клиентуры. В этом случае обойти предприятие конкурентам будет еще сложнее, так как для этого придется также улучшать свои показатели деятельности, на что не у всех конкурентов хватит сил. Чтобы предприятию удержать конкурентные преимущества, необходимо:

Удержанию конкурентных преимуществ, повышению уровня конкурентоспособности, способствует постоянная нацеленность предприятия на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство и реализацию ПРУ улучшение потребительских и качественных характеристик выпускаемых ПРУ при одновременном снижении цен на них и необходимость внедрения в производство новых, более совершенных ПРУ.

Получается, что девизом к такой деятельности с конкурентными преимуществами вполне могут быть слова известного поэта: "И вечный бой! Покой нам только снится". Постоянное совершенствование является непременным условием создания конкурентных преимуществ. Главная задача каждого предпринимателя — приумножение своих конкурентных преимуществ, их достоинств и превосходства. Чтобы быть успешным, бизнес должен выглядеть не как деревенский пруд, а как горный поток. Усовершенствования ПРУ можно проводить бесконечно, а новшества надо внедрять постоянно. Это та цена; которую должен платить каждый преуспевающий предприниматель.

Например, конкурентные преимущества японских фирм достигаются и обеспечиваются: