4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
Завоеванные на рынке конкурентные преимущества предприятию необходимо удерживать, закреплять и развивать.
Возможность удержания определяется во многом умением приспосабливаться к изменяющимся условиям конкуренции. Различают три варианта конкурентного поведения на рынке: креативное, приспособленческое и обеспечивающе-гарантирующее.
Креативное конкурентное поведение заключается в реализации мероприятий, направленных на создание новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами (новые ПРУ, новые формы технологии, организации производства, распределения, сбыта и др.).
Приспособленческое конкурентное поведение заключается в учете инновационных изменений в производстве ПРУ и попытках опередить действия конкурентов по модернизации производства. Оно применяется в случае неуверенности предпринимателя и своих инновационных возможностях, когда он стремится в первую очередь к копированию достижений своих конкурентов по возможности в более сжатые сроки.
Обеспечивающе-гарантирующее конкурентное поведение базируется на стремлении сохранить и стабилизировать достигнутые конкурентные преимущества и позиции на рынке на длительный срок за счет повышения качества ПРУ, расширения ассортимента, оказания дополнительных услуг. Применяется такое поведение в случае, когда предприятие не имеет возможности существенно менять производственную или коммерческую программу из-за слабого инновационного потенциала.
Длительность удержания конкурентных преимуществ зависит в значительной степени от трех основных факторов
1. Источник конкурентного преимущества, которое делится на преимущества низкого и высокого порядка.
К преимуществам низкого порядка относится возможность предприятия использовать дешевую рабочую силу сырье, материалы, комплектующие, топливно-энергетические ресурсы. Преимущества низкого порядка могут быль легко достигнуты и конкурентами предприятия за счет копирования, нахождения других источников получения этих конкурентных преимуществ. Такое преимущество, как дешевая рабочая сила, может обернуться и против предприятия. Если в АТО платят маленькую зарплату своим водителям, ремонтникам, то конкуренты могут переманить к себе с помощью более высокой зарплаты высококлассных работников предприятия.
Преимущества высокого порядка (отличная репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, применение уникальных технологий, производственно-технической базы, специально обученного, квалифицированного персонала) могут удерживаться более длительное время. Этим преимуществам присущи следующие особенности:
чтобы добиться таких преимуществ, требуются наработанные навыки и способности — специально обученный и более тренированный персонал, соответствующее техническое оснащение или производственно-техническая база;
преимущества высокого порядка обычно возможны при условии долговременных интенсивных инвестиций в производственно-техническую базу, специализированное обучение инженерно-технического и производственного персонала, в проведение научных исследований или маркетинг.
2. Количество имеющихся на предприятии явных источников конкурентного преимущества. Чем больше у предприятия число конкурентных преимуществ, тем существеннее это осложняет задачи преследователей-конкурентов.
3. Постоянная модернизация производства, совершенствование видов деятельности, что является самым важным и существенным фактором сохранения конкурентных преимуществ.
Звучит как аксиома: если предприятие хочет сохранить свои преимущества, оно должно создавать новые преимущества по крайней мере с такой же скоростью, с какой конкуренты могут догонять, копировать, осваивать действующие конкурентные преимущества предприятия.
Главной задачей предприятия является постоянное улучшение показателей деятельности, чтобы усилить и укрепить имеющиеся преимущества. Этому способствуют, например, более эффективная эксплуатация и загрузка производственных мощностей, организация более эффективного обслуживания клиентуры. В этом случае обойти предприятие конкурентам будет еще сложнее, так как для этого придется также улучшать свои показатели деятельности, на что не у всех конкурентов хватит сил. Чтобы предприятию удержать конкурентные преимущества, необходимо:
расширять набор источников, совершенствовать их;
стараться переходить от преимуществ низкого к преимуществам высокого порядка, которые сохраняются дольше;
не игнорировать наблюдающиеся в отрасли тенденции, а извлекать пользу из них;
предпринимать контрмеры против конкурентов, вкладывая в том числе в это средства, чтобы защитить участки, виды, направления деятельности, уязвимые для конкурентов
Удержанию конкурентных преимуществ, повышению уровня конкурентоспособности, способствует постоянная нацеленность предприятия на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство и реализацию ПРУ улучшение потребительских и качественных характеристик выпускаемых ПРУ при одновременном снижении цен на них и необходимость внедрения в производство новых, более совершенных ПРУ.
Получается, что девизом к такой деятельности с конкурентными преимуществами вполне могут быть слова известного поэта: "И вечный бой! Покой нам только снится". Постоянное совершенствование является непременным условием создания конкурентных преимуществ. Главная задача каждого предпринимателя — приумножение своих конкурентных преимуществ, их достоинств и превосходства. Чтобы быть успешным, бизнес должен выглядеть не как деревенский пруд, а как горный поток. Усовершенствования ПРУ можно проводить бесконечно, а новшества надо внедрять постоянно. Это та цена; которую должен платить каждый преуспевающий предприниматель.
Например, конкурентные преимущества японских фирм достигаются и обеспечиваются:
высоким качеством выпускаемых ПРУ за счет применения эффективной системы управления качеством и использования рабочих высокой квалификации;
высокими инновационными способностями японских фирм к существенным изменениям технологии производства, информационных технологий как в производственных системах, так и в сфере услуг;
оперативным направлением крупных инвестиций в новые технологии и быстрым развертывание производства новых ПРУ.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы