logo search
Конкурентоспособность

1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации

В состав законодательства о конкуренции входят четыре федеральных закона:

В них заложены нормы Конституции РФ о конкуренции, едином экономическом пространстве и едином рынке.

Первый в истории современной России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения предприятий в рыночных условиях, определяющий "правила игры" для конкурентов — закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", был принят 22 марта 1991 г. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Законодательство о конкуренции РФ прошло не такой большой путь развития, как законодательство многих зарубежных стран. Так в США первый федеральный закон о конкуренции (закон Шермана) был принят в 1890 г. А наши нормы, регулирующие конкурентные отношения, стали появляться только немногим более 10 лет назад.

В закон "О конкуренции" (1991 г.) 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г. и 2 января 2001 г. вносились изменения. Рассмотрим наиболее важные положения измененного закона о конкуренции.

Основная особенность закона заключается в том, что он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов и меры ответственности для игнорирующих этот закон. По структуре и содержанию закон ближе не к разрешительному законодательству России, а к зарубежному экономическому законодательству, опирающемуся на принцип "разрешено все, что не запрещено".

В законе дается трактовка основных понятий: товара, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, хозяйствующего субъекта, конкуренции, недобросовестной конкуренции, доминирующего положения, монополистической деятельности, монопольно высокой и низкой цен, аффилированного лица и т. д.

Закон предусматривает запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Так в нем отмечается запрет на создание "министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров". Предусмотрены жесткие запреты должностным лицам на занятие собственным бизнесом.

В законе определен нижний, допустимый барьер монополизации — "не может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %". В дополнениях к закону уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом считается предприятие, контролирующее 65 % и более товарного рынка. Предприятие, > контролирующее 35—65 % рынка, также может быть признано £ монополистом, но для этого антимонопольные органы, изучив ^ конкретную ситуацию, должны доказать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке. Сам факт доминирующего положения предприятия ненаказуем. Антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.

Под антимонопольное регулирование подпадают не только отдельные юридические лица, но и группа лиц — совокупность юридических или юридических и физических лиц, которые путем покупки ценных бумаг, "переплетения" директоров или иным способом осуществляют прямой или косвенный контроль над предприятиями. Группа лиц здесь рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

Существенные изменения внесены в раздел, касающийся ответственности юридических лиц, их руководителей. Индивидуальных предпринимателей, должностных лиц органов исполнительной власти и физических лиц за несоблюдение и нарушение антимонопольного законодательства. Они несут гражданско-правовую, административную, либо уголовную ответственность.

Так, коммерческие и некоммерческие организации подвергаются штрафу за неисполнение в срок предписаний федерального антимонопольного органа в размере до 100 минимальных месячных размеров оплаты труда (ММРОТ) за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 2500 ММРОТ.

Совершение действий (бездействие) в нарушение порядка создания, реорганизации, ликвидации коммерческих организаций и их объединений, при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций наказывается штрафом до 500 ММРОТ.

Непредоставление в установленный срок антимонопольному органу необходимых документов и информации наказывается штрафом в размере до 50 ММРОТ за каждый день просрочки, но не более 5000 ММРОТ, а за предоставление недостоверных сведений - штрафом до 1000 ММРОТ.

Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность:

Граждане — индивидуальные предприниматели за непредоставление в срок необходимых документов и информации несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 80 ММРОТ.

За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческих, некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, должностные лица антимонопольного органа несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 80 ММРОТ, если эти деяния не влекут другую ответственность, предусмотренную законодательством

Несмотря на дополнения и изменения, закон все еще не лишен недостатков. Так конструкция антимонопольного комитета такова, что он является одновременно и прокуратурой по отношению к нарушителю закона, и хранителем коммерческих тайн, и своего рода верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения. В то же время комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнить данный закон.

Слабость в законе просматривается и в том, что задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой комиссии Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которыми не обладают даже антимонопольные органы США, а с другой, сам оказался включенным в систему исполнительной власти и зависим от многих лиц, существенно заинтересованных в развитии монополизма. Так, если Федеральная Торговая комиссия США подчиняется только президенту США, то Антимонопольный комитет России подчиняется президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его заместителям и еще многим-многим должностным лицам.

Закон о естественных монополиях регулирует отношения в сферах деятельности, где конкуренция неэффективна или имеется нулевая конкуренция. Закон содержит нормы о жестком, и прежде всего ценовом регулировании рынка, о прямом вмешательстве государства в деятельность субъектов естественных монополий.

Закон РФ "О рекламе" содержит нормы о запрещении недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы.

Закон РФ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (с изменениями на 24.12.02 г.) конкретизирует основные понятия конкуренции, определяет доминирующее положение финансовой организации и злоупотребление им, формы недобросовестной конкуренции применительно к финансовым услугам. В чаконе предусмотрены процедура признания действий финансовых организаций ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг и порядок признания недействительными таких сделок или соглашений. Предусмотрено, что органы исполнительной власти различных уровней не вправе принимать нормативные акты и осуществлять действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг. Рассмотрены государственное регулирование деятельности по защите конкуренции и ответственность за нарушение антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг