2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
Для лучшей наглядности и понимания все типы рынков совершенной и несовершенной конкуренции представлены в табл. 1.
Возможность фирм-производителей влиять на уровень устанавливаемых цен в различной конкурентной среде представлена па рис.3.
Рассмотрим еще один подход к видам конкурентной среды. В зависимости от того, кто контролирует цены, конкурентную среду делят на три вида: контролируемая правительством (госмонополия); контролируемая фирмой (монополия); контролируемая рынком (чистая, олигополистическая, монополистическая конкуренция).
Контроль правительства над ценами распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Уровень цен должен устанавливаться после изучения и учета информации от всех заинтересованных в данных ПРУ производителей и потребителей.
Рис. 3. Способность производителей влиять на цены при чистой1 и монополистической 2 конкуренциях, олигополии3 и монополии4
Таблица 1
Конкурентная | Число фирм, | Контроль над | Товарная | Легкость |
структура | производящих ПРУ | ценами | дифференциация | хода |
Совершенная | Много | Нет. Цену | Нет.ПРУ не | Относительно |
конкуренция | независимых | определяет | различаются | легкие вход и |
| фирм, нет | рынок | свойствами и | выход — без |
| контроля на рынках |
| качеством | затруднений |
Монополисти- | Много фирм, | Влияние | ПРУ диффе- | Тоже |
ческая | производящих | ограничено | ренцированы |
|
конкуренция | сходные ПРУ | возможностью замены | для сегментов рынка |
|
Олигополис- | Несколько | Существует | Существенна | Трудный. |
тическая | крупных | влияние | для отдельных | Часто |
конкуренция | фирм, | "ценового | продуктов | требует |
| производящих | лидера" | (автомобиль), | больших |
| ПРУ |
| мала для стандартизированных | инвестиций |
Монополия | Одна ПРУ | Практически | Нет. | Очень |
| и одна фирма | полный | Уникальные | трудный. |
|
| контроль | ПРУ | Практически непреодолимые барьеры на входе |
|
|
|
|
|
При контроле фирмы над ценами фирмам проще функционировать, обеспечивая получение высокой прибыли, так как их ПРУ пне конкуренции. В среде, где цены контролируются рынком, наблюдается высокий уровень конкуренции, и именно здесь проявляются достоинства и недостатки реализации конкуренции.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы