logo search
Конкурентоспособность

2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды

Для лучшей наглядности и понимания все типы рынков совершенной и несовершенной конкуренции представлены в табл. 1.

Возможность фирм-производителей влиять на уровень устанавливаемых цен в различной конкурентной среде представлена па рис.3.

Рассмотрим еще один подход к видам конкурентной среды. В зависимости от того, кто контролирует цены, конкурентную среду делят на три вида: контролируемая правительством (госмонополия); контролируемая фирмой (монополия); контролируемая рынком (чистая, олигополистическая, монополистическая конкуренция).

Контроль правительства над ценами распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Уровень цен должен устанавливаться после изучения и учета информации от всех заинтересованных в данных ПРУ производителей и потребителей.

Рис. 3. Способность производителей влиять на цены при чистой1 и монополистической 2 конкуренциях, олигополии3 и монополии4

Таблица 1

Конкурентная

Число фирм,

Контроль над

Товарная

Легкость

структура

производящих ПРУ

ценами

дифференциация

хода

Совершенная

Много

Нет. Цену

Нет.ПРУ не

Относительно

конкуренция

независимых

определяет

различаются

легкие вход и

фирм, нет

рынок

свойствами и

выход — без

контроля на рынках

качеством

затруднений

Монополисти-

Много фирм,

Влияние

ПРУ диффе-

Тоже

ческая

производящих

ограничено

ренцированы

конкуренция

сходные ПРУ

возможностью замены

для сегментов рынка

Олигополис-

Несколько

Существует

Существенна

Трудный.

тическая

крупных

влияние

для отдельных

Часто

конкуренция

фирм,

"ценового

продуктов

требует

производящих

лидера"

(автомобиль),

больших

ПРУ

мала для стандартизированных

инвестиций

Монополия

Одна ПРУ

Практически

Нет.

Очень

и одна фирма

полный

Уникальные

трудный.

контроль

ПРУ

Практически непреодолимые барьеры на входе

При контроле фирмы над ценами фирмам проще функционировать, обеспечивая получение высокой прибыли, так как их ПРУ пне конкуренции. В среде, где цены контролируются рынком, наблюдается высокий уровень конкуренции, и именно здесь проявляются достоинства и недостатки реализации конкуренции.