3.1. Методологические основы конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара (ПРУ) — это многоаспектное понятие, определяющее соответствие ПРУ условиям рынка, конкретным требованиям потребителей как по качественным, техническим, экономическим параметрам, так и по коммерческим и другим условиям реализации (цена, сроки поставки, сервис, формы оплаты, каналы сбыта и др.) Конкурентоспособность ПРУ — важнейший фактор их коммерческого успеха на конкурентном рынке.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, качественных и стоимостных характеристик ПРУ, обеспечивающих преимущество именно этих ПРУ над предлагаемыми конкурентами ПРУ-аналогами и определяющих успех ПРУ на рынке в заданный промежуток времени. Однако высокая конкурентоспособность ПРУ является лишь необходимым условием успешной реализации их на рынке в заданных объемах.
Так как за ПРУ стоят их производители, то понятие конкурентоспособности распространяется на предприятия и фирмы производители ПРУ, а также страны, которые они представляют.
Конкурентоспособность - возможность коммерчески выгодно сбывать ПРУ на конкурентном рынке — определяется только при сравнении ПРУ-конкурентов между собой. Поэтому конкурентоспособность является понятием относительным, зависящим от конкретного рынка и времени продаж. Конкурентоспособность носит индивидуальный оттенок, так как каждый потребитель имеет индивидуальные критерии оценки удовлетворения своих потребностей. Выходя на рынок, ПВУ проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей. Каждый покупатель приобретает именно те ПРУ, которые в наибольшей степени удовлетворяют его личные потребности. А вся совокупность потребителей при о6ретает те ПРУ, которые более полно соответствуют общественном потребностям, чем конкурирующие с ними ПРУ.
Для удовлетворения потребностей покупателю часто недостаточно только приобрести товар. Для технически сложных изделий потребителю придется нести расходы по использованию и эксплуатации, например, при приобретении автомобиля — платить за топливно-смазочные материалы, запчасти, ремонт и т. д. Если это опар производственного назначения, надо оплачивать труд обслуживающего персонала, нести затраты на обучение, страхование, приобретение лицензий и т. д. Так, например, когда часть заказчиков в целях снижения своих транспортных затрат отказалась от ус-луг АТО и приобрела свой подвижной состав, не все заранее прочитали, что кроме вышеназванных затрат приобретение подвижного состава тянет за собой необходимость организации своей производственно-технической базы.
Полные затраты покупателя состоят из двух частей: единовременных расходов на покупку товара-ПРУ (цена товара) - затрат на приобретение ПРУ, их транспортировку, таможенные и другие сборы и расходы, наладку, пробный пуск и др.; расходов, связанных с потреблением (цена потребления).
Например, когда потребитель приобретает товар производственного назначения, кроме его стоимости он вынужден оплачивать погрузку-разгрузку, перевозку, обеспечение сохранности груза в пути и др.
Цена потребления обычно значительно выше цены товара. Так в общих расходах за весь срок службы транспортного средства цена товара составляет не более 20 %, грузового автомобиля — 15 %, магистрального самолета — 10—12 %, трактора — 19 %, бытового холодильника — примерно 10 %.
Например, в зависимости от количества потребляемой электроэнергии домашние холодильники делятся на три класса: А, В и С. Холодильники класса А потребляют за год 280—350 кВт, В — 500 кВт, С — еще больше. Имея информацию о цене покупки и цене потребления покупателю стоит призадуматься — холодильник какого класса покупать?
Отсюда вытекает важное правило: наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагается по минимальной цене, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок службы у потребителя (вспомним пословицу — "за морем телушка — полушка, да дорог перевоз").
Но этот важный экономический показатель не полностью раскрывает понятие конкурентоспособности, так как число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном плане.
Другой важный момент — конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые важны для покупателя и гарантируют удовлетворение заданной потребности. Параметры и характеристики изделия, выходящие за границы интересов потребителя, часто не повышают конкурентоспособность изделия, а снижают ее за счет роста цены товара, что с точки зрения потребителя представляется бесполезным, так как не увеличивает потребительной стоимости.
Конкурентоспособность товара тесно связана с фазами жизненного цикла товара. После выхода на рынок любой товар начинает, постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс можно замедлить, но остановить — невозможно. Отсюда важное внимание должно уделяться не столько улучшению технических параметров изделия, сколько снижению цены его потребления. В соответствии с мировой практикой именно этот параметр часто становится решающим фактором при выборе товара покупателем, хотя новый товар и продается по более высокой цене.
Для примера сопоставим российские и зарубежные легковые автомобили. Зарубежные автомобили нередко дороже, но расход топлива у них существенно ниже. И этот параметр — топливная экономичность, в условиях роста цен на топливо, является привлекательным параметром, обеспечивающим конкурентное преимущество даже подержанным иномаркам.
На уровень конкурентоспособности ПРУ оказывают существенное влияние следующие факторы: степень удовлетворения спроса на ПРУ; емкость существующих и потенциальных сегментов рынка; наличие конкурентов; социально-демографические хaрактеристики ПРУ; уровень снабженческо-сбытовой сети и послепродажного сервисного обслуживания.
В долгосрочном аспекте конкурентоспособность определяет уровень финансового состояния предприятия
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы