Тема 3. Общественность и общественное мнение как главные объекты связей с общественностью
Общественность и ее разновидности. Общественность как социальное явление. Общественное мнение как компонента деятельности в области СО. Общая структура деятельности в области СО и ее характеристика.
Субъекты общественного мнения и обобщенная типология объектов: Структура общественного мнения – базисная, динамическая, субъектная, функциональная. Функции общественного мнения, явные и латентные – оценочная, познавательная, адаптирующая, культуронаследия, социорегулятивная, отраслевые управленческие и другие. Функциональность и дисфункциональность общественного мнения. Взаимодействие института общественного мнения с другими социальными институтами.
Объект общественного мнения. Обобщенная типология объектов.
Субъект общественного мнения. Типы: электорат, элиты, народное большинство, толпа, публика, масса. Общественное мнение как фактор социальных изменений. Механизмы формирования общественного мнения.
Основные характеристики института общественного мнения. Институализация опросов общественного мнения. Институт Дж. Гэллапа, методы: целевая, квотная, случайная выборки, пятимерный план Гэллапа. Служба Л.Харриса, Центр изучения Чикагского университета – National Opinian Research Senter. Телефонные опросы SAC.
Досоветские исследования общественного мнения в России. Формирование социологической школы в Советском Союзе. Роль ВЦИОМа в изучении общественного мнения страны. Современные структуры, центры, институты изучения общественного мнения в России, их характер и специфика.
Генезис теоретических подходов в изучении общественного мнения: Три периода развития теории общественного мнения в ХХ веке:
социально-психологические концепции Г. Тарда и Г. Леббона;
бихевиористы, понятие аттитюда, понятие структуры общественного мнения;
концепции массового мониторинга. Теории К. Мангейма, Дж. Гэллап, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперса, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, Э. Ноэль-Нойман, П. Бурдье.
Роль общественного мнения в механизме функционирования демократии: Взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в формировании общественного мнения. Опросы общественного мнения в прессе. Профессиональные требования к публикации опросов. Влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решений.
Методика изучения общественного мнения: Методика изучения общественного мнения. Понятие выборка, программные требования к выборке. Анализ понятий: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность выборки. Типы выборок и их связь с исследовательскими задачами. Объем выборки. Особенности выборки в опросах общественного мнения.
Разработка программы исследования, основные требования, этапы разработки, выбор и конкретизация цели, задач, исследуемая группа, применяемые технологии, бюджет, исследовательский коллектив.
Инструментарий количественного исследования: Анкетный опрос. Понятие, виды, специфика, границы применения, плюсы и минусы. Личные-безличные, очные-заочные, основные-вспомогательные, формализованные-неформализованные виды опросов. Разновидности опросов: почтовый, телефонный, интернет-опрос, СМИ-опросы и т.д.. Специфика, границы применения, достоинства и недостатки. Подготовка, выбор опрашиваемой группы, инструктаж интервьюеров, контроль их работы. Методики повышения возвращаемости анкет в почтовом опросе, достоверности данных в телефонном, «метод Дельфы» в экспертном и т.д.
Инструментарий качественных методов социологического исследования: Суть, специфика и возможности применения качественных методов социологического исследования для изучения общественного мнения – наблюдения, интервью, фокус-группа, анализ документов, кейс-стади.
Методы анализа визуальной информации: Виды и типы визуальных документов. Визуальная информация как объект исследования и как инструмент фиксации социологической информации.
Основные правила применения включенного наблюдения. Типы виды, специфика и основные правила проведения интервью: Вхождение в исследовательское пространство, способы доступа. Роль исследователя, правила построения взаимоотношений с исследуемой группой. Виды и типы интервью, временные границы и процедуры проведения. Фиксация исследовательских данных. Использование аудио-фото-видеотехники.
Особенности восприятия материалов из Интернет-Сети: Восприятие визуальной и текстовой информации определяется размещением на носителе (листе бумаги), цветом фона, цветом, формой и размером шрифта, а также скоростью чтения (взгляд, просмотр, беглое прочтение, обстоятельное прочтение). Восприятие текста в Интернет определяется как особенностями компьютерной подачи материала (размер и разрешение экрана, управление чтением путем прокручивания), так и особенностями Интернет-коммуникаций.
Интернет-сообщение обычно представляет собой гипертекст, позволяющий получать информацию не в том порядке, который задан автором, а по желанию. Поэтому на экране появляется сразу несколько возможностей для перехода к другим текстам. На основные страницы выносятся заголовки-предложения, откуда идет переход к тексту, обычно – через промежуточную страницу с аннотацией (лидом). Возможно одновременное восприятие нескольких предложений или изображений, рекламы и т.п. Это требует продуманности при организации экрана сайта, расстановки необходимых гиперссылок в тексте.
- Общие положения
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника
- Общие требования к выпускнику
- Методические указания по подготовке к экзамену и к ответам на вопросы
- Содержание программы Коммуникация как процесс.Виды, формы и каналы коммуникации
- Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации
- Вербальная и невербальная коммуникации. Типология невербальных коммуникативных единиц
- Вербальные коммуникации. Спичрайтинг, публичные выступления
- Субъекты и каналы коммуникационного процесса
- Обзор всемирной истории связей с общественностью
- Особенности возникновения и развития связей с общественностью в России
- Связи с общественностью в политике
- Связи с общественностью в коммерческих организациях
- Связи с общественностью в государственном секторе
- Связи с общественностью в общественных организациях
- Принципы и этические нормы осуществления связей с общественностью
- Антикризисное управление связями с общественностью
- Правовое регулирование деятельности в сфере связей с общественностью
- Профессиональные требования к специалисту по связям с общественностью. Кодексы профессиональных стандартов в области pr
- Саморегулирование деятельности в сфере связей с общественностью
- Правовое регулирование деятельности журналистов и сми
- Правовое регулирование рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности
- Условия и порядок регистрации сми
- Общая характеристика основных носителей рекламы
- Особенности коммерческой, социальной и политической рекламы
- Понятие рекламы и её классификация
- Современные рекламные стратегии
- Основы медиапланирования
- Жанровая классификация pr-текстов
- Ведущие агентства и службы по связям с общественностью
- Задачи, функции отделов и служб по pr в государственных органах и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях
- Пресс- служба как подразделение организации
- Стратегии работы пресс-службы
- Аналитическое направление деятельности пресс-службы
- Креативное и организационное направления деятельности пресс-службы
- Организация работы отдела по связям с общественностью
- Корпоративные издания. Общая характеристика и тематика корпоративных изданий
- Мозговой штурм как креативная технология
- Брендменеджмент в со
- Коммуникационный аудит в связях с общественностью
- Роль коммуникации в управлении
- Интернет как средство массовой коммуникации
- Интернет-представительство компании. Типология корпоративных сайтов
- Интегрированные маркетинговые коммуникации в сети Интернет
- Интернет в деятельности специалиста по связям с общественностью
- Вопросы для комплексного государственного экзамена по специальности
- Дополнительная информация для студентов Тема 1. Теория и практика массовой информации
- Тема 2. Теоретические основы связей с общественностью (со)
- Тема 3. Общественность и общественное мнение как главные объекты связей с общественностью
- Тема 4. Средства деятельности в области связей с общественностью
- Тема 5. Связи с общественностью, общество и политика
- Тема 6. Коммуникационный менеджмент
- Тема 7. Организация деятельности в области связей с общественностью
- Тема 8. Подходы и модели деятельности связей с общественностью
- Тема 9. Организация кампаний в области связей с общественностью
- Тема 10. Разрешение конфликтов как направление деятельности по связям с общественностью
- Тема 11. Связи с общественностью в кризисных ситуациях
- Тема 12. Этика профессионального поведения
- Тема 13. Законодательство рф в сфере «связей с общественностью»
- Тема 14. Исследования в связях с общественностью: общая характеристика
- Качественные методы исследования в связях с общественностью: Понятие качественных методов, особенности и сферы применения в со.
- Тема 15. Планирование в связях с общественностью
- Тема 16. Этап реализации: общая характеристика
- Тема 17. Отношения с группами общественности: общая характеристика
- Тема 18. Понятие со-текста, классификации текстов Основные виды со-текстов
- Тема 19. Оценка эффективности деятельности по связям с общественностью
- Квалификационный справочник «заместитель директора по связям с общественностью»
- «Начальник отдела по связям с общественностью»
- Литература