logo
ПРОГРАММА КГЭ

Тема 4. Средства деятельности в области связей с общественностью

Вербальные, невербальные. Электронные, аудиовизуальные, ярмарки, выставки, Интернет и т.п. Средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ). СО и журналистика. Информационные и агентства по связям с общественностью. Формы и общие правила отношений СО и СМИ. Характеристика материалов СО для прессы. Выступления перед камерой. Принципы и методы убеждения общественности, их эффективность. Сравнительный анализ: СО и реклама, СО и пропаганда. Манипулятивные и неманипулятивные техники воздействия.

История Интернет до наших дней: Возникновение компьютера в конце 40-х г.г. двадцатого века раскрыло новые возможности для хранения, привлечения и обмена информацией. В 60-е годы начинается объединение нескольких компьютеров в сети, внутри которых происходил обмен информацией. С середины 70-х возникали локальные сети различных научных сообществ. В 1983 г. был сделан перевод на единый протокол TCP/IP (Transmission Control protocol/ Internet protocol) , и сети стало возможно объединять. Особенности протокола: децентрализация управления, глобальная адресация. Адреса компьютерный (числовой) и доменный (DNS).1989 г. – рождение Интернет благодаря усилиям ЦЕРН (Швейцария), принявшим протоколы как единый стандарт, и Тиму Бернерсу-Ли, изобретшему язык гиперразметок html.

Появление Интернет в России относится, по большинству оценок, к 1990 г. Одним из первых вариантов явилась сеть Гласнет, созданная группой советских, американских и европейских программистов. Параллельно создавались и подключались к Интернет институты (одним из первых Институт атомной энергии им.Курчатова), там же возникла и первые адреса электронной почты зоны су (Советский Союз) (Информацию можно почерпнуть на сайте Nethistory.ru.)

Развитие рунет в девяностые годы шло и по линии расширения числа пользователей (13 млн к 2005г), и числа сайтов (1 млн в 2007г.). Появились сайты разных типов (к 2000г. – сайты крупнейших партий, компаний, затем вузов), форумы, чаты, электронные библиотеки, реклама в сети. В 2000-ые годы появились блоги: сначала ЖЖ (Livejournal, американский ресурс, созданный в 1996г.), с 2005г. большое распространение получили сообщества вокруг отдельных пользователей (community).

Возможности Интернет и его перспективы: Возможности Интернет являются следствием таких его свойств:

Перспективы Интернет включают в себя как желательные, так и сомнительные и даже опасные следствия его развития. К желательным можно отнести развитие самостоятельности участников коммуникаций, вплоть до «собственных Интернет-телеканалов», что делается возможным с возникновением Интернет-2 (широкополосный доступ). Также можно приветствовать развитие Сети как центра организации общества, возникновения сетевых партий, клубов и т.п. Очевидна и роль Сети в обеспечении доступа к научной и другой полезной информации для широких масс.

В то же время есть и пугающие симптомы. У некоторых, особенно молодых, людей развивается аддитивность (привыкание), ведущая к выключению из реального общения. Далеко не все ресурсы Интернет заслуживают доверия как источник информации, создаются новые условия манипуляции, в том числе через рекламу. Возможно использование социальных потенций сети в нежелательных целях, например, организация через Интернет преступных сообществ, распространение вредной для психики информации.

Формы организации материалов в Сети: Основной формой материалов в сети является Сайт, т.е. файл в формате htm или html и некоторых других (гипертекстовые файлы). В этой форме существуют и собственно сайты, и форумы, библиотеки и т.п. Однако под веб-сайтом обычно имеют в виду гипертекстовый файл или несколько файлов, связанных ссылками и общей тематикой. Сайт постоянно находится в сети в течение длительного времени, подвергаясь обновлениям с разной частотой. Сайт может относиться к фирме (корпоративный сайт), к государственному учреждению, некоммерческой организации или партии. Возможны сайты отдельных лиц (не только знаменитостей). Имеются также кратковременные сайты, создаваемые для кампаний, продвижения нового товара, организации массовой акции и т.п.

Основные компоненты сайта: главная страница, на которой размещено заглавие, самая важная информация и ссылки навигации, страницы, к которым есть ссылки: новости (если не на главной), сведения о хозяине сайта, возможности обратной связи. Нередко встречается архив, а также возможность поиска по сайту. Другие материалы зависят от целей сайта и могут носить разнообразный характер (публикация отзывов, страничка юмора, объявления и т.п.).

Сайт больших размеров, обычно объединяющий информацию разного типа и из разных источников, иногда называют порталом. Для портала характерно также наличие системы поиска и связь с несколькими сайтами.

Другой распространенной формой являются форумы: сайты, допускающие самостоятельное (или предварительно разрешенное модератором) размещение информации посетителем. Обычно форумы посвящены определенным темам.

Упрощенной разновидностью форума является чат (треп в переводе с английского), когда сообщения появляются в режиме он-лайн.

Большое объединение материалов может образовывать электронную библиотеку, где имеются материалы не только из сети, но обычно из числа напечатанных.

Новостные ленты, Интернет-агентства размещают новую информацию, которой пользуются другие ресурсы. Иногда они являются сопровождением новостных агентств, иногда существуют самостоятельно.

Интернет-газета появилась в рунете в середине 90-х (Газета.ру). Сейчас там функционирует немало газет, размещение материалов в которых напоминает печатную полосу, однако доступ практически ко всем материалам идет через ссылки (заголовок – Лид – статья). Имеются и Интернет-журналы. Они отличаются от сайтов бумажных и электронных СМИ, которые есть сейчас практически у каждого масс-медиа.

Почтовые ресурсы, как правило, не только содержат аппарат для обмена почтой между адресатами в Сети, но и используют свою главную страницу для размещения ссылок на информацию, в первую очередь, новостную с разных сайтов.

Поисковики (поисковые машины) содержат программы обработки текстовой информации, позволяющие по сочетанию слов выдавать сведения об адресах, где эти сочетания встретились. В последнее время адреса относятся не только к сайтам, но и к блогам.

Реклама в Сети размещается в виде баннеров на сайтах, позволяющих перейти к более подробной информации. Сейчас шире используется контекстная реклама (она возникает при появлении на сайте определенных слов). Встречается также всплывающая вопреки воле пользователя реклама, бегущие строчки и другие формы.

Значительное место среди сетевых ресурсов занимают игры, которые можно скачать или играть в них прямо в Сети.

Возможность объединения людей была использована при создании ресурсов для персональных страничек, объединяющих людей, чем-то связанных. Появились многомиллионные сети типа Одноклассники или В контакте, в которых существуют сотни тысяч сообществ, связанных интересами, общим прошлым и т.п. Внутри сообществ происходит общение типа блогов или форумов.