Тема 2. Теоретические основы связей с общественностью (со)
Структурные модели и основные элементы коммуникационного процесса: Одноступенчатая модель Г. Лассуэлла, двухканальная модель Шеннона—Уивера, модификация линейной модели Шеннона в теории М.де Флера, циркулярная (циклическая) модель У. Шрамма и Ч. Осгуда, модель двухступенчатой коммуникации П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и Годэ, модель «ИСКП» (SMCR) Д. Берло. Основные элементы коммуникационного процесса: сообщение, источник (отправитель) сообщения, кодирование и декодирование, канал, получатель. Понятие «лидер мнений». Соотношение формирования и выражения общественного мнения. Теория активной аудитории. Социальная ответственность СМК и аудитории.
Содержание массовой информации и методика его изучения. Факторы воздействия информации на аудиторию. Типологии эффектов МК. Средства массовой информации и общественное мнение. Исследование аудитории – соотношение массовых опросов и качественных методов. Электронные способы измерения аудитории. Проблема рейтинга аудитории.
Основные теории массовой коммуникации: Высокая культура и массовая культура. Понятие массовой коммуникации. Массовое сознание. Концепции информационного общества (М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс). Техника как дистанцированная коммуникация. Теории «волшебной пули». Проблема информированности человека (А. Щюц). Эмпирические исследования в области теории массовой коммуникации (выборочный опрос и панельное исследование аудитории П. Лазарсфельда, контент-анализ Г. Лассуэлла и Б. Берельсона, эксперименты К. Левина и К. Хоулэнда). Теория информационных барьеров К. Левина. Социальные функции массовой коммуникации. Потребление информации аудиторией: факторы и барьеры. Теории неограниченного и ограниченного влияния СМК.
Этапы и теории процесса массовой коммуникации: Этапы массового коммуникативного процесса. Стадия отбора сообщений. Теория «привратника. Субъекты и факторы влияния на отбор сообщений. Теория формирования «повестки дня». Фрейминг и методы формирования значимости сообщений. Теория культивации. Роль телевидения как институционального рассказчика. Мэйнстрим как основной поток образов. Теории воздействия СМК на аудиторию. Теория зависимости СМК от потребностей аудитории. Информационно-коммуникативные потребности людей. Влияние жизненных стилей на восприятие информации.
Проблема свободы СМИ. Тоталитарная, авторитарная, демократическая, либертарианская модель взаимоотношений. Понятие «четвертой власти». Модели СМИ в постсоветской России. Социальная ответственность СМК и власти.
Межличностные и этические аспекты коммуникации: Межличностные и социальные отношения. Частное и приватное. Событие и соучастие. Социальные общности и социальные объединения. Формально-содержательные элементы коммуникации – причина, цель, сущность, ценность. Психологические аспекты коммуникации: речь, мимика, взгляд, жесты, позы, походка. Средства и формы общения. Коммуникативные барьеры. Диалектика целей, средств и результатов в процессе деятельности. Коммуникация и социальная иерархия. Феномены унижения, власти и успеха. Феномены верности и предательства. Типы средств коммуникации: естественный и искусственный. Эволюция средств коммуникации: устное, письменное, печатное и машинно-компьютерное слово.
Этика и мораль. Закон, традиция, правила и нормы. Растрата и накопление как модели коммуникации. Формирование себя как морального субъекта. Диалог души с собой и диалог друзей: познание как спасение. Вера и спасение. Свобода и ответственность. Дискурс власти и аморализм. Мораль как инструмент подчинения: генеалогия и археология. Коммуникация в противоположностях любви и бунта. Жестокость, насилие и наказание.
Виды коммуникации и их специфика: Формы и жанры публичной коммуникации. Особенности деловой коммуникации. Устно-речевая коммуникация. Письменноречевая коммуникация. Понятие политической коммуникации. Мифологии в современных коммуникативных пространствах (Э. Кассирер, К. Хюбнер, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, С. Жижек). Журналистика, телевидение, Интернет (П. Бурдье, П. Вирилио). Язык идеологии. Идеология как «ложное сознание». Перспективы деидеологизации межгосударственных отношений. Имидж. Типы имиджа, самопрезентация. Имидж и паблисити. Имидж и репутация.
Вербальные и невербальные средства коммуникации: Специфика вербальных средств коммуникации. Виды слушания, техники активного слушания. Виды вопросов и их назначение. Невербальные средства коммуникации в СО, умение организовать пространственную среду. Неконгруэнтность языка тела и речевых конструкций. Вербальные, невербальные и физиологические симптомы состояний собеседников (определение лжи во взаимодействии).
Коммуникативные барьеры: Факторы формирования первого впечатления, его значение. Барьеры понимания (фонетический, стилистический, семантический, логический). Барьеры социально-культурного различия. Барьеры отношения.
- Общие положения
- Требования к профессиональной подготовленности выпускника
- Общие требования к выпускнику
- Методические указания по подготовке к экзамену и к ответам на вопросы
- Содержание программы Коммуникация как процесс.Виды, формы и каналы коммуникации
- Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации
- Вербальная и невербальная коммуникации. Типология невербальных коммуникативных единиц
- Вербальные коммуникации. Спичрайтинг, публичные выступления
- Субъекты и каналы коммуникационного процесса
- Обзор всемирной истории связей с общественностью
- Особенности возникновения и развития связей с общественностью в России
- Связи с общественностью в политике
- Связи с общественностью в коммерческих организациях
- Связи с общественностью в государственном секторе
- Связи с общественностью в общественных организациях
- Принципы и этические нормы осуществления связей с общественностью
- Антикризисное управление связями с общественностью
- Правовое регулирование деятельности в сфере связей с общественностью
- Профессиональные требования к специалисту по связям с общественностью. Кодексы профессиональных стандартов в области pr
- Саморегулирование деятельности в сфере связей с общественностью
- Правовое регулирование деятельности журналистов и сми
- Правовое регулирование рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности
- Условия и порядок регистрации сми
- Общая характеристика основных носителей рекламы
- Особенности коммерческой, социальной и политической рекламы
- Понятие рекламы и её классификация
- Современные рекламные стратегии
- Основы медиапланирования
- Жанровая классификация pr-текстов
- Ведущие агентства и службы по связям с общественностью
- Задачи, функции отделов и служб по pr в государственных органах и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях
- Пресс- служба как подразделение организации
- Стратегии работы пресс-службы
- Аналитическое направление деятельности пресс-службы
- Креативное и организационное направления деятельности пресс-службы
- Организация работы отдела по связям с общественностью
- Корпоративные издания. Общая характеристика и тематика корпоративных изданий
- Мозговой штурм как креативная технология
- Брендменеджмент в со
- Коммуникационный аудит в связях с общественностью
- Роль коммуникации в управлении
- Интернет как средство массовой коммуникации
- Интернет-представительство компании. Типология корпоративных сайтов
- Интегрированные маркетинговые коммуникации в сети Интернет
- Интернет в деятельности специалиста по связям с общественностью
- Вопросы для комплексного государственного экзамена по специальности
- Дополнительная информация для студентов Тема 1. Теория и практика массовой информации
- Тема 2. Теоретические основы связей с общественностью (со)
- Тема 3. Общественность и общественное мнение как главные объекты связей с общественностью
- Тема 4. Средства деятельности в области связей с общественностью
- Тема 5. Связи с общественностью, общество и политика
- Тема 6. Коммуникационный менеджмент
- Тема 7. Организация деятельности в области связей с общественностью
- Тема 8. Подходы и модели деятельности связей с общественностью
- Тема 9. Организация кампаний в области связей с общественностью
- Тема 10. Разрешение конфликтов как направление деятельности по связям с общественностью
- Тема 11. Связи с общественностью в кризисных ситуациях
- Тема 12. Этика профессионального поведения
- Тема 13. Законодательство рф в сфере «связей с общественностью»
- Тема 14. Исследования в связях с общественностью: общая характеристика
- Качественные методы исследования в связях с общественностью: Понятие качественных методов, особенности и сферы применения в со.
- Тема 15. Планирование в связях с общественностью
- Тема 16. Этап реализации: общая характеристика
- Тема 17. Отношения с группами общественности: общая характеристика
- Тема 18. Понятие со-текста, классификации текстов Основные виды со-текстов
- Тема 19. Оценка эффективности деятельности по связям с общественностью
- Квалификационный справочник «заместитель директора по связям с общественностью»
- «Начальник отдела по связям с общественностью»
- Литература