logo
УМК УО ГМУ (1)

Тема 3.3. Размещение розничной торговой сети и его оценка.

Основные вопросы темы.

  1. Закономерности расположения организаций розничной торговли.

  2. Процесс принятия решения о расположении объекта розничной торговли.

  3. Методы оценки местоположения организации розничной торговли.

Целевая установка по изучению темы.

В начале следует уяснить теории, разъясняющие закономерности расположения объектов розничной торговли. В их число входят: теория централизации, поясняющая принципы функционирования центров розничной торговли и иерархические отношения между ними, теория приемлемости арендной платы, дающая представление о внутренней пространственной организации «естественных» центров розничной торговли; теория агломерации, поясняющая принципы, по которым схожие по формату магазины часто сосредотачиваются в одном месте.

Следует пояснить, что процесс принятия решения о расположении объекта розничной торговли, состоит из нескольких этапов (определение наиболее привлекательных районов продаж, выбор оптимальных торговых зон; выбор наилучшего места расположения объекта (организации)).

Определенное внимание следует уделить методам определения торговой зоны: «точечного обозначения» местожительства покупателей и математического моделирования. Первый метод используют для расчета размеров торговых зон уже существующих организаций, а второй - для расчета размеров торговых зон новых организаций. Среди методов математического моделирования следует остановиться на так называемых моделях притяжения, с помощью которых измеряют привлекательность каждого потенциального местоположения объекта розничной торговли. Наиболее распространена модель, основанная на законе Рейлли и вероятностная модель Хаффа.

В заключение следует рассмотреть методы оценки местоположения магазинов и выбор наилучшего из них.

В лекции будут рассмотрены следующие методы: метод контрольных таблиц, метод пропорции, метод аналогий, метод множественной регрессии. Определенное внимание будет уделено факторам, которые следует принимать во внимание при оценке конкретного места размещения объекта.

Лекция сопровождается схемами расположения торговых организаций в городах различного типа, зонах на основе отечественного и зарубежного опыта.

Литература:[1, 2,4, 6, 8]