logo
УМК УО ГМУ (1)

Тема 3.4. Управление товарной политикой розничной торговой организации.

Основные вопросы темы.

1.Сущность управления ассортиментом товаров.

2.Мультиатрибутивная модель товара.

3.Планирование ассортимента.

4.Система управления персоналом.

Целевая установка по изучению темы.

Раскрытие темы следует начать с уяснения того, что разработка и реализация ассортиментного плана представляет собой один из наиболее важных этапов любой стратегии розничного бизнеса. Поэтому следует рассмотреть цели ассортиментной стратегии.

Товарная политика - часть общей стратегии организации, связанная с выяснением потребностей покупателей и с созданием товара, отвечающего этим потребностям.

Мультиатрибутивная модель товара – рассмотрение любого товара в виде набора атрибутов (основных и дополнительных функций, качеств, характеристик), а также комплекса данного товара с другими товарами, которые совместно реализуются или требуются для потребления.

Далее следует перейти к принципам формирования и основным группировочных признакам ассортимента.

Основные факторы, учитываемые организацией в розничной торговле при формировании товарного ассортимента: формат и тип организации, характер предъявляемого спроса, цена, производственные возможности, зона его деятельности, месторасположение, конкурентная среда.

Инструменты регулирования ассортимента товаров базируются на организации систематического контроля над его показателями: коэффициентами широты, глубины (полноты), стабильности (обновляемости), сбалансированности.

Особое внимание следует уделить планированию ассортимента товаров в розничных торговых организациях и его оптимизации.

Весьма важны проблемы, относящиеся к сбалансированности ассортимента и прибыльности организации. Следует рассмотреть способы оценки прибыльности того или иного товара в общем ассортименте (по оборачиваемости; по валовой прибыли; по валовой прибыли, отнесенной к квадратному метру торговой площади или кубическому метру полок, стеллажей).

Принятие решений о включении новых товаров и снятии товаров с продажи проводится на основе маркетинговых исследований организации.

Управление ассортиментом сосредоточивает внимание на планировании и контроле уровня товарных запасов розничной организации с использованием для этого методов планирования и расчета их оптимального уровня. В частности, планирование товарных запасов можно осуществлять с использованием следующих методов: базового запаса; процентных отклонений; недельных поставок; соотнесения стоимости товарных запасов к месячному объему продаж.

Лекция дополняется примерами из практики отечественных и зарубежных организаций розничной торговли.

Литература:[1, 3, 7, 8]