logo
УМК УО ГМУ (1)

Тема 3.2. Характеристика розничной сети как объекта управления.

Основные вопросы темы

1.Новые организационные формы в структуре экономики.

2.Понятие и разнообразие объектов розничной торговли.

3.Форматы розничной торговли

4.Эволюция розничной торговли.

Целевая установка по изучению темы.

Вначале лекции студентам следует напомнить, что любая организация как объект управления, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависит от целей этого описания. Самое общее представление об организации как объекте управления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имиджа в деловых кругах и у потребителей. Кроме того, представляет интерес структура организации, распределение функций персонала, организационная культура и т.д. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы управления и систему взаимоотношений как внутри, так и с другими организациями деловой сферы.

Следует подчеркнуть, что структура экономики, т.е. количественное и качественное соотношение организаций разного типа и назначения, имеет большое значение для ее эффективного функционирования и развития. Целесообразно привести классификационные признаки организаций крупного, среднего, малого бизнеса применительно к различным сферам деятельности. Последовательно перейти к описанию 4-х типов моделей организации, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность организаций, доминирующие функции управления, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности (модель механической конструкции организации; организация как коллектив, сформированный по принципу разделения труда; организация в виде сложной иерархической системы; организация как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ.

Далее следует перейти к прикладному аспекту – понятию и разнообразию объектов розничной торговли, выделив структуру розничной сети и внутреннее видовое и типовое разнообразие согласно классификации

(универсальные, специализированные, неспециализированные).

Использование определенного формата может рассматриваться как часть стратегии торговой организации.

Индустрия розничной торговли постоянно совершенствует существующие форматы с учетом изменяющихся потребностей покупателей и, в то же время с учетом ограничений, налагаемых политическими и правовыми системами, в рамках которых эти форматы действуют.

Теории эволюции представляют собой попытки дать некоторые прогнозы, относящиеся к возможному развитию типов розничной торговли (теории циклического развития; естественной эволюции)

Лекция подкрепляется примерами из отечественной и зарубежной практики.

Литература:[1, 2,4, 6, 8]