logo
БИЛЕТЫ_ОТВЕТЫ

1. Дайте общую характеристику рекламного процесса в античности.

В античности профессиональными носителями рекламного слова стали ГОРОДСКИЕ ГЛАШАТАИ. Должность глашатая предполагала оперативное оповещение всех граждан города об общезначимых событиях: очередной дате народного собрания, посещении важных посольств, триумфах прославленных полководцев, о раздаче хлеба неимущим членам общины или намечающихся гладиаторских играх. Ядром этих оповещений был краткий информационный блок, составляющий как в античной, так и в современной культуре жанр ОБЪЯВЛЕНИЯ.

Широко были распространены вывески. Вывески дошли до нас в двух вариантах: найдены мраморные рельефы, имеющие вывесочный характер, и их живописные аналоги, обнаруженные в ходе раскопок города Помпеи, погибшего под лавой Везувия в 79 г. н. э. В качестве вывески мог служить сам предлагаемый товар, выставленный на всеобщее обозрение: наборы глиняных сосудов около лавки гончара или пузырек с благовониями на окошке парфюмера. Второй вариант – это знаково-символическое рещение, когда изображение товара заменяется функционально близким ему другим предметом: около лавок булочников лежал жернов. Воинский щит стал вывеской для гостиниц, т.к. символизировал защиту. Плющ стал символом виноторговли.

На предметах гончарного искусства сохранились эмблемы ремесленников. Приемы изобразительной символизации широко использовались для изобретения ФИРМЕННЫХ ЗНАКОВ, которыми метили свои изделия античные ремесленники. Особенно много подобных образцов дошло до нас на предметах гончарного производства: амфорах, пифосах, вазах или на их осколках. Количество известных ныне подобных помет исчисляется тысячами. Среди них антиковеды выделяют четыре группы изображений: 1) различные предметы: треножник, молоток, алебарда; 2) растения: ветки, венки, цветы; 3) животные: бык, конь, лев, слон, собака; 4) образы божеств в человеческом облике.

В качестве примера письменной рекламы выступают граффити, альбумы и римская протогазета.

Главным документальным свидетельством наличия ГРАФФИТИ являются надписи, которые сняты археологами и историками культуры со стен Помпеи. Граффити — это процарапывание любым жителем города на стенах, портиках, сооружениях своих мнений, призывов, соображений или просто заявления о себе, не несущего общезначимой информации. В античности формой распространения письменных объявлений были также папирус, восковые таблички. Еще более высокую степень профессионализации в письменной рекламе обнаруживает такой специфический феномен античности, как АЛЬБУМ. Слово album происходит от понятия "белый". В римскую эпоху явление album представляло собой участки на городских стенах, на просторных частях домов, которые были выбелены белой краской или известкой, с тем, чтобы на них писались текущие объявления. Это два "издания", продолжавшие традиции album: тексты, написанные краской на белой поверхности.

РИМСКАЯ ПРОТОГАЗЕТА имела два варианта. Первый вариант назывался acta senatus ("дела сенатские"). Па специально выбеленной территории выводились черной краской последние решения сената. Эта акция была задумана и реализована Юлием Цезарем в 59 г. до н. э., когда он еще был консулом. Какой срок продержалось это новшество — источники умалчивают, но известно, что сменивший Цезаря Октавиан Август ввел другой вариант сообщений. Второй вариант - acta diurni populi romani ("повседневные дела римского народа") представляли собой достаточно широкий белый плацдарм, на котором сообщались уже и повседневные события. Там было отведено место для кратких сообщений типа объявлений.

Афиши – жанр рекламы, зародившийся в античности. Афиша также зафиксирована на стенах Помпеи. Это детализированное сообщение о событии, происходящем в рамках города, как правило, зрелище или собрании. Как правило, технология изготовления афиш напоминала альбумы. Эти надписи выводились красиво красной краской в таких местах, где собиралось и проходило много народа: в дворике бань, у форума, на стенах театра, базилики, у городских ворот и даже на могильных памятниках, расположенных но сторонам оживленной дороги, ведшей в город. Однако известны и варианты афиш, исполненные на папирусе, которые продавали с рук.

В античности зафиксирована политическая реклама. Она проявлялась в вырезании в камне важных политических событий, в появлении значительного числа призывов и лозунгов, создание статуй политических деятелей, различные виды демонстративного поведения

Элементы культа не в меньшей степени, чем политические пристрастия пронизывали культуру античности, что соответствует религиозному мироощущению человека греко-римской эпохи. И здесь, в контексте формирования рекламного процесса, наиболее интересны различные варианты торжественных процессий, которые посвящались различным богам Олимпийского пантеона и проводились ежегодно в утвержденные традицией календарные сроки.

Поднимаются вопросы регулирования рекламы, т.к. изобиловала неряшливая реклама, нередко реклама размещалась в неподходящих местах, поднимается проблема недостоверности в рекламе

Профессиональная реклама в условиях античных городов вычленяется из синкретичных форм проторекламы. СИНКРЕ-тичность — это состояние сплавленное, свернутости текста, когда он выражает ряд направлений деятельности и имеет полифункциональный характер. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — осознанное определение целей, методов и средств конкретного направления деятельности. Профессиональная реклама античности использует все общекультурные знаковые средства и их комбинации. Ее опорный жанр — устные объявления, представляющие собою сгусток оперативной общеполезной информации. Исходная форма "обрастает" богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих образы (имиджи) развернутых рекламных текстов. Их цель — все активнее воздействовать на психику потенциального потребителя, реципиента, приковывать его внимание, пробуждать желания и волеизъявления, подталкивать к ценным для рекламодателей действиям.

Истоки таких жанров, как афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция, восходят к античности. Античная реклама обслуживает не менее восьми из десяти перечисленных во введении социальных сфер жизнедеятельности полиса. Это активно действующие коммерческие, религиозные, политические, юридические рекламные тексты, а также реклама интеллектуальных и бытовых услуг. Варианты межличностной рекламы и саморекламы также отчетливо заявляют о себе.

В античной культуре, как греческой, так и римской, наличествуют факторы регулирования рекламного процесса со стороны властных структур, а также стремление добиваться достоверности в рекламных коммуникациях.