logo
БИЛЕТЫ_ОТВЕТЫ

1. В чем проявлялось своеобразие изобразительной рекламы в России в 19 веке.

Афиша и вывеска в XIX:

В России уже длительное время, было движение от самодеятельности к профессионализму. Оно становится отчетливо заметным ко второй половине XIX в. Одной из первых профессионально исполненных афиш была литография по рисунку художника В. Тимма, приглашавшая подписываться на журнал "Листок для светских людей". Она появилась на петербургских улицах в 1844 г.

Наряду с такими художественно оформленными настенными рекламами (но еще не плакатного жанра) бытуют строгие ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШРИФ-ТОВЫЕ АФИШИ: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о программе спектаклей и скрупулезным перечислением действующих лиц и их исполнителей. Известно, насколько пристально актеры следили за величиной (кеглем) шрифта, которым были напечатаны их фамилии, какие житейские баталии разыгрывались из-за нечеткого соблюдения предполагаемой субординации творческой значимости исполнителей в отображении рекламной величины букв. Основным производителем таких афиш была типография императорских театров.

Однако с публикациями в строгой профессиональной манере продолжали соседствовать вариации лубочных приемов. Они оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов.

Стилистика афиш профессионального цирка располагалась посередине между строгим обликом театральных объявлений и импровизациями балаганного творчества. Такова, например, афиша к бенефису клоуна Анатолия Дурова, намеченного на 8 апреля 1895 г.

К концу XIX в. в России шрифтовые вывески заметно оттесняют лубочные.

Самые красивые вывески — простые надписи по черному грунту с накладными металлическими выпуклыми буквами, недавно изобретенными и уже украшающими многие лавки и мастерские в Санкт - Петербурге".

Постепенно на центральных улицах столичных и губернских городов именно ШРИФТОВАЯ ВЫВЕСКА занимает центральное место, располагаясь ярусами по нескольким этажам и нередко забираясь па крышу. В межоконных пространствах, однако, по-прежнему располагались пейзажи, связанные с выпасом скота.

О мастерстве создания вывесок повествуют учебные пособия. Одно из них, например, называется: "Живописец вывесок. Практическое руководство по написанию вывесок на стенах, полотне, деревянных щитах, железе и других материалах", где опытный мастеровой детально разбирал приемы создания вывесок.

На рубеже веков определяющую роль играли уже ШРИФТОВЫЕ вывески, безусловно рассчитанные на грамотных людей. Долгое время позолоченными или бронзированными металлическими буквами или гигантским шрифтом на деревянно-фанерных основаниях обозначались не предметы продажи, а фамилии предпринимателей. Вместе с подобного рода вывеской в российский опыт входили на новом историческом витке понятия торговой марки и фирменного знака. Фирменный знак обретает российское гражданство.

Наиболее приемлемым в российских условиях оказалось использование в качестве фирменного знака фамилии предпринимателя в специфическом начертании, того, что в наши дни именуется логотипом.

Существенной составляющей фабричных марок и торговых знаков этого периода явилась их оснащенность медалями и оттисками государственного герба.

Формируется исходный образ ФАБРИЧНОЙ МАРКИ, первоначально имевший преимущественно фискальную и различительную функции, еще не преследовавший рекламных целей.

Особенно усовершенствовалось производство упаковочной продукции России в середине XIX в. Оно внедрилось в производство бутылочной тары. В "Положении о стеклянной посуде 1852 года" говорилось: "Заводчик должен в удобном для нею месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию, хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки".

Весьма изысканно емкости для напитков и парфюмерии, коробки для кондитерских изделий стали выглядеть на исходе XIX в. появляются фигурные флаконы в виде, например, бюста генерала Скобелева с пробкой — портретом императрицы Марии Федоровны.

В 80-е гг. в России было налажено производство жестяных коробок для упаковки. Их богатые рекламные возможности определило изобретение МЕТАЛЛОХРОМИИ, т.е. цветного тиснения на жести.

Малые изобразительные формы рекламы:

Основная рекламная часть обычных упаковок — ЭТИКЕТКА, пли ЯРЛЫК. Эти малые жанры коммуникативного творчества — важнейший элемент маркетинга. В этикетке сочетаются, как правило, словесные и изобразительные элементы в цветном исполнении. Этикетка — самая всепроникающая "вестница" достоинств и недостатков ее производителей и носителей.

Искренней детской любовью пользовались ФАНТИКИ, в которых продавались конфеты фабрики "Абрикосов и сыновья". Из этих картинок создавались серии, посвященные цветам, машинам, зверям, птицам и т. п. Стремление детей собрать свою серию, похвастаться ею перед сверстниками очень способствовало раскупаемости абрикосовской продукции.

До наших дней сохранилось значительное число РЕКЛАМНЫХ ОТКРЫТОК. Что такое открытка? Это листовое издание установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма или текста, поясняющего изображение. Огромные достоинства открытки — ее тиражность, мобильность, дешевизна и легкость распространения.

По мнению этой исследовательницы, которое разделяют и авторы настоящей книги, весь массив ПЛАКАТНОЙ РЕКЛАМЫ можно разделить по трем ведущим направлениям: торгово-промышленное, социально-политическое и посвященное духовным запросам общества — зрелищам, выставкам, книгам.

По мнению ряда исследователей, российская зрелищная реклама в конце XIX в. эволюционировала от афиши к плакату. Новая эра в российском плакатном искусстве наступила после активного обращения к этому жанру художников, входивших в объединение "Мир искусств". Они принесли в плакатное творчество изысканную графику, причудливость линий, тонкие переходы цвета — приемы, на первых порах продолжавшие то, что создавалось ими в книжно-журнальных иллюстрациях.

Начало фоторекламы в России:

Первая пейзажная дагерротипная съемка в России относится к 1839 г. Но до внедрения этой новой изобразительной технологии в рекламное дело должно было пройти еще несколько десятилетий. Уже в 1864—1866 гг. в Санкт - Петербурге выходит специализированный журнал "Фото-граф". Именно на страницах фотопериодики появляются первые РЕКЛАМНЫЕ Фотоснимки. Их редакции одними из первых освоили цинкографский способ, воспроизведения фотографического изображения. Он осуществлялся посредством пересъемки фото оригинала через сетку-растр и изготовления клише по полученному негативу. Этот способ, открытый под наименованием АВТОТИПИИ в 1882 г., начал применяться в России с 1885 г.

Неудивительно, что наиболее активными популяризаторами всего, что связано с фотографией, были специализированные фото журналы, которых на рубеже веков насчитывалось в России около десятка.

В 1898 г. было положено начало так называемому ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОМУ ФОТОГРАФИРОВАНИЮ, используемому на сельскохозяйственных и промышленных выставках, как внутрироссийских, так и международных. Этот вид фотографии может быть с полным правом отнесен к рекламе, поскольку он предполагает демонстрацию потенциальному покупателю или заинтересованным в сбыте того или иного товара лицам предметов экспортно-импортной торговли — некий прообраз фотографирования для промышленных и продовольственных внешнеторговых каталогов.