logo
БИЛЕТЫ_ОТВЕТЫ

1. Перечислите основные виды профессиональной и непрофессиональной устной рекламы в Средневековой Европе.

В связи с невысоким уровнем грамотности населения также как и в Древнем Риме преобладает устная реклама.

Выделяются следующие виды непрофессиональной устной реклама средневековья. «Крики улиц» - оперативные текущие сообщения о товарах, услугах бродячих торговцев, ремесленников, фокусников и акробатов («крик» - это четверостишие, посвященное предложению и восхвалению товара... Роль "криков Парижа" в площадной и уличной жизни города была громадной. Улицы и площади буквально звенели от этих разнообразнейших криков. Для каждого товара — еды, вина или вещи — были свои слова и своя мелодия крика, своя интонация, т. е. свой словесный и музыкальный образ".

Дзинь-дзинь-дзинь! (Это шумовое сопровождение колокольчика, привлекающего всеобщее внимание.)

Затем тексты «стационарных зазывал» лавочек, таверн, винных и иных распродаж. Некоторые зазывали одновременно являлись глашатаями, однако обычно зазывы шли от обычных кабатчиков, лавочников, приказчиков. Тексты стационарных зазывал не слишком отличались от мигрирующих «криков улиц» - они рождались в общем бурлении фольклорной стихии. Главное, что к крикам добавлялись настойчивые жесты: мимоидущих хватали за рукав, чтобы затащить в свою лавчонку.

Последнее – ярмарочный фольклор, где пересекаются и сталкиваются все разновидности устной рекламы. Все слоисредневекового общества смешивались на ярмарочной площади, представлявшей собой в "часы пик" шумное, пестрое, подвижное скопление людей торгующих, покупающих, совершающих сделки, демонстрирующих свои изделия, свои таланты, а также ловкость рук и хорошо подвешенный язык. Значительной частью рекламных текстов, которые рождаются в разгаре ярмарочной сутолоки, эмоциональной возбужденности продавцов и покупателей, является ОБМАННАЯ, "ДУТАЯ" РЕКЛАМА. В английских источниках она названа PUFF-ADVERTISING. Именно на ярмарках использование обманных приемов и ухищрений позволяло собрать с простаков и зевак богатый урожай.

Профессиональная устная реклама. Кроме фольклорной ярмарочной устной рекламы, средневековой город создает административные и политические объявления, для чего восстанавливает должность городских глашатаев, утраченная с античных времен. Самооценка роли глашатаев в обществе была высока, об этом свидетельствуют строки из сохранившихся «Регистров ремесел и торговли города Парижа»: Глашатай имеет каждый день от своей таверны не меньше 4 денье, а больше он не может брать под клятвой. Глашатай должен выкрикивать 2 раза в день, кроме великого поста, воскресений, пятниц, восьми дней рождества и сочельников, когда глашатаи выкрикивают один раз». Как видим, степень регламентации труда глашатаев так же высока, как и работа членов других профессиональных цехов. Должность глашатая наделялась некоторыми административными правами, а сам рекламный процесс значительно регулировался властями. Зачастую купцам и ремесленникам запрещалось самим выполнять функции зазывал.

Рекламная деятельность герольдов. Не менее популярны в XI—XII вв. рыцарские турниры. В ходе формирования рыцарского сословия элементы демонстративности играли значительную роль. Отметим варианты устного рекламирования, принятые в данной среде. То, что в городах осуществляли глашатаи, для рыцарей-феодалов исполняли ГЕРОЛЬДЫ. Это была очень почетная должность, так как она не исчерпывалась простым оповещением аудитории о намеченных местах проведения турниров. За несколько дней до начала турнира щиты тех рыцарей, которые претендовали на участие в нем, выставлялись для широкого рассмотрения и обсуждения. Герольды были ответственны за правильность интерпретации символики эмблем и точную идентификацию родовой принадлежности рыцарей, степеней их знатности и т. п. Эта процедура называлась БЛАЗОНИРОВАНИЕМ (от blasen — трубить в рог) и сопровождалась звуковым аккомпанементом. Они же оповещали о признании победы той или иной стороны, подводили победивших для получения наград к верховному сюзерену или прекрасной даме.

Еще одним важным поприщем герольдов была деятельность в сфере массового информирования, не в последнюю очередь — и рекламирования. Именно с их помощью окрестные феодалы узнавали о предстоящем турнире, числе его вероятных участников, их поименном составе, а также и о степенях благородства, древности рода, имущественной состоятельности бойцов.

Сами рыцари имели не только изобразительные, но и звуковые опознавательные знаки — специфические позывные мелодии их горнов. В целом создавалось многоликое, яркое, красочное зрелище, в котором, как видим, задействовано немало рекламных компонентов.

Глашатаи и герольды — институционализированные виды массового информирования. Это исторически сложившиеся в процессе разделения труда профессиональные ответвления рекламной деятельности. И те и другие имели цеховые объединения и обычно стремились передавать свою должность по наследству.