logo search
neyromarketing

9.4 Запахи в атмосферомаркетинге магазина. Роль ароматизации в жизни человека и аромамаркетинг

Запахи в атмосферомаркетинге магазина

Фото из источника в списке литературы [13]

Давно доказано, что запахи оказывают огромное влияние на человека, на его эмоционально-чувственное состояние и его поведенческие аспекты, связанные с покупками. Посредством ароматизации возможно существенное увеличение продаж даже без вмешательства дизайнеров и специалистов по ассортименту. Продажи благодаря запаху могут увеличиться примерно на 15 процентов.

Запахи являются одной из наиболее значимых составляющих атмосферы рознично-торгового магазина. Существует даже такое ответвление маркетинга как аромамаркетинг.

В магазинах практикуется использование внутримагазинных запахов, то есть ароматов, специально предназначенных для использования в торговых зонах. Это позволяет розничным торговцам целенаправленно влиять на эмоционально-чувственную сферу как покупателей, так и продавцов, а настроение продавцов, как известно, передается клиентам.

Запахи нужно подбирать умело и грамотно, поскольку для разных магазинов и товаров подходят разнящиеся между собой запахи. Ароматы можно гармонично сочетать с музыкой, это усиливает положительный эффект влияния на уровень потребительской лояльности и объем их приобретений в магазине.

Для розничных торговцев важно использование запахов в соответствии с особенностями потребительских сегментов, поскольку у каждого сегмента свои обонятельные предпочтения.

При выборе ароматов нужно ориентироваться на стиль и позиционирование торгово-розничной точки. Но в любом случае ароматы не должны быть агрессивными или навязчивыми. Если их грамотно подобрать, они будут позитивно влиять на потребительское подсознание и содействовать улучшению внутримагазинной атмосферы.

Роль ароматизации в жизни человека и аромамаркетинг

В современном мире ароматы и ароматизация являются неотъемлемыми атрибутами жизни: ароматизация крайне необходима косметическим и моющим средствам, без нее практически невозможно представить мыла или шампуня. Пища без запаха не может казаться аппетитной и вкусной, ведь именно запах придает ей неповторимость, тонкость и индивидуальность.

Тенденция устаревания маркетинговых подходов, инструментов и технологий представляется естественной из-за требования применения на рынках новых способов, содействующих «зацеплению» клиентов, возникновению у них удивления и расположения.

Столько всего придумано для этого маркетологами и трудно уже даже представить, что можно противопоставить старому, как обрести инновационные подходы и инструменты, помогающие завоевать сердца и души клиентов с помощью подключения всех компонентов их восприятия: вкуса, обоняния, осязания, слуха. Но можно этим компонентам уделять больше внимания. Поэтому аромамаркетинг – тот инструмент, которым должны всерьез и надолго вооружаться маркетологи, стремящиеся к достижению процветания бизнеса и успеха в продажах. По мнению ученых-психологов место запаха среди воздействующих на человеческое внимание, память и эмоции факторов – огромно. Ведь запахи – это то, с чем непосредственно связано человеческое подсознание и приобретенный человеком опыт.

Аромамаркетинг, по сути, базируется на воздействии на человеческое подсознание. Исследования говорят о том, что человеческие эмоции примерно на 70 процентов обусловлены фактором обоняния. И обоняние также влияет на воспоминания. Именно поэтому считается, что имеет место устойчивая связь «запах – рекламный образ». Эту связь и используют в рекламе и брендинге.

Учеными неоднократно доказывалось наличие тесной корреляции между человеческими эмоциями и запахами. Именно поэтому распространение в местах продаж соответствующих ароматов приводит к увеличению (иногда весьма существенному) объемов реализации.

Аромамаркетинг часто применяется в брендинговых целях и при проведении различных акций (прежде всего промоакций). Применение ароматов распространяется и на оформление рекламных стендов в целях задействования не только зрения и слуха покупателей, но и их обоняния. Обычно с таким применением можно столкнуться в сфере рекламирования парфюмерных средств и средств ухода за собой. В то же время и иные сферы успешно применяют на практике ароматы при реализации своей продукции (услуг). Сегодня, к примеру, успех демонстрирует развитие аромаполиграфии (которая предусматривает покрытие приятно пахнущими веществами печатной продукции, что дает существенное увеличение усвояемости текстовой информации).

Употребление термина «аромамаркетинг» относительно новое – его стали использовать в 90-х годах 20-го столетия. Но еще раньше возникла наука аромакология, сосредотачивавшая внимание на аспектах воздействия на людей запахов. Эта наука и послужила поводом для появления аромамаркетинга.

Вопросами связки обоняние-реклама начал заниматься американский нейролог и психиатр доктор Алан Хирш, занимавшийся исследованием проблем влияния запахов на поведение потребителей. В результате таких исследований им была установлена связь запаха с оценкой потребительских качеств товара. И он стал с помощью ароматов помогать увеличивать объемы продаж владельцам магазинов и казино. С тех пор и начал развиваться аромамаркетинг.

Аромамаркетинг является видом (и одновременно инструментом) маркетинга, призванным заботиться о полноте восприятия конечным потребителем того или иного бренда. Посредством него создается мощная эмоциональная связь между потребителем и брендом компании. Причем создание данной связи не требует вложений значительных средств. Поэтому в условиях перманентной конкуренции торгово-розничным компаниям следует обратить пристальное внимание на этот инструмент современного бизнеса.