logo search
БИЛЕТЫ_ОТВЕТЫ

1. Как развивалось книгопечатание в период петровских преобразований и почему возникла необходимость в рекламировании книг?

Книгопечатание в России началось с типографии, организованной Иваном Федоровым при царе Иване Грозном в XVI в. Первое упоминание о Московском печатном дворе относится еще к 1588 г. Древнейшие здания типографии находились на Никольской улице и примыкали к Китайгородской стене. В 1611 г. типография была сожжена польскими интервентами. После изгнания поляков из Москвы печатный двор был восстановлен первоначально в Кремле, а затем на старом месте – на Никольской улице. Московский печатный двор в начале XVII в. обладал по тем временам мощной печатной базой. В 1629 г. в нем было 9 печатных станков, а в 1633 – 14. В 1721 г. Московский печатный двор был передан в ведение Синода, после чего стал именоваться Московской синодальной типографией. В XVIII в. она специализировалась на издании церковнх книг кирилловской печати. Всего за этот век здесь напечатано свыше 1300 книг. В феврале 1704 г. типографщик В.А. Киприанов ходатайствовал перед Петром I о продаде ему в рассрочку каменной лавки в Покромном ряду для организации печатания, продажи книг и других изданий. Указ об учреждении типографии вышел 30 мая 1705 г.

Видную роль в развитии книгопечатания в России сыграла известная амстердамская фирма «Янсон-Весберг», сотрудничество с которой Россия начала в начале XVIII в. Опыт и известность этой фирмы имели решающее значение для будущих ее взаимоотношений с Россией. Усилиями А.А. Матвеева и первого русского консула в Амстердаме Я. Ванн ден Бурга русская дипломатия настойчиво пыталась получить доступ к истокам формирования западноевропейского общественного мнения – литературно-политической периодике Голландии, Франции, Германии. Первые доброжелательные отклики о России на страницах «Журнала ученых» появились именно в 1707-1709 гг. Вплоть до середины XVIII в. «Журнал» регулярно оповещал «литературную республику» о военных и культурных успехах Петра I, первых шагах русской Академии Наук, русского академического книгопечатания. С середины 1720-х гг. фирма «Янсон-Весберг» стала основным заграничным комиссионером только что учрежденной Петербургской Академии Наук, являясь в то время крупнейшим производителем научной, научно-популярной и филологической литературы. Эта компания сформировала широкую сеть книготорговых посредников во всех европейских странах и издавала репертуарные каталоги своей продукции, которые, бесспорно, можно считать формой широкого рекламирования русской книги в Европе того времени.

В соответствии с положением «Об учреждении Академии Наук и Художеств» (1724) в Петербурге была основана Академическая типография, но издавать разнообразную продукцию она стала позднее, уже после смерти Петра I.

Работ в типографии начались летом 1727 г. С 1728 г. в Академической типографии стала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости». В том же году Академическая типография приступила к полиграфическому воспроизведению первых русских журналов – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» и «Краткое описание Комментариев Академии Наук».

Во время царствования Петра I открываются новые типографии в Петербурге: Петербургская (1711), Александро-Невская (1720), Сенатская 1721) и др.

Особое место в этот период занимает издание и распространение книг исторического содержания. Как отмечает историк Е.А. Савельева, до средины века русская историческая кнга, как оригинальная, так и переводная, оставалась в рукописи и почти не печаталась. А причинами такого явления, по ее мнению, были переход на гражданский шрифт (для большинства грамотных русских людей в то время понятен и привычен кириллический шрифт); сравнительно малое число типографий, печатавших книги (главным образом по повелению Петра I); ограниченная потребность в переводных книгах исторического содержания, которая целиком удовлетворялась существующими списками.

По классификации Е.А. Савельевой в первой половине XVIII в. издавались книги четырех видов: гражданского шрифта, кириллического шрифта, отпечатанные на иностранных языках в России, рукописные – как на русском, так и на иностранных языках. Следовательно, и распространение книг происходило в определенной зависимости от вида издания. Разумеется, и реклама книги осуществлялась по-разному. В одних случаях с помощью ограниченной личной беседы или рекомендации (особенно когда речь шла об исторических сочинениях), в других – с помощью печатных рекламных объявлений о книгах, издающихся в больших количествах для широкой аудитории.

Размах книготорговли и, соответственно, книжной рекламы в это время значительно вырос. Это объясняется, прежде всего, увеличением спроса на книги среди русских людей, появлением учебных заведений, для которых нужны были учебники, и общим подъемом культуры России. Увеличение объема книготорговли и обслуживающей ее рекламы содействовало также быстрое развитие отечественных типографий, выпускавших на книжные рынки все большее число книг. Петровское правительство, заинтересованное в распространении своих изданий, принимало меры к созданию новых книжных лавок, стремилось использовать для сбыта книг торговых людей. Вместе с ростом числа типографии и появлением конкуренции на книжном рынке формируются и средства рекламы книжной продукции.