logo search
ПРОГРАММА КГЭ

Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации

Институциональный характер отправителя; редакции как непосредственные создатели и передатчики текстов (журналисты и пиармены, «техники»); издатели – владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и др. – определяющие главные цели информационного органа, делятся на медиократов (владельцы СМК) и спиндокторов (люди, обладающие влиянием на подготовку и представление информации в СМК в силу своего статуса, личной власти и пр.). Структура: (институциализированный) источник, сообщение (массовая информация), канал (средства массовой информации – СМИ, телекоммуникация, информатика); получатель (массовая аудитория); обратная связь (реакция аудитории). Функции информационная, регулирующая, функция социального контроля, культурологическая.

Особенности межличностной коммуникации

Понятие межличностной коммуникации, аксиомы межличностной коммуникации, ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации; коммуникативные стили.

Виды профессионально ориентированной коммуникации

Особенности коммуникации в бизнесе (интегрированные коммуникации, направленные на достижение главной цели в бизнесе – прибыли), в политике (сходство и различия с коммуникациями в бизнесе), в социальной сфере (специфика целей и средств коммуникации, особенности работы на межличностном и групповом уровне).

Средства массовой коммуникации как институт

Понятие социального института; производство информации - осуществляется формальными организациями; все организации функционируют на основании закона о СМИ; кадровый состав – высококвалифицированные специалисты; деятельность СМК подчиняется законам рынка; промежуточное положение СМК между наукой, образованием и искусством, что обусловливает массовость аудитории.

Структурные модели и основные элементы коммуникационного процесса. Коммуникативные барьеры

Модель Аристотеля, линейные модели Лассуэлла и Шеннона-Уивера, циркуляционная модель Осгуда-Шрамма, двуступенчатая модель. Источник (отправитель), кодирование и декодирование, сообщение, канал, получатель, обратная связь. Понятие коммуникативного барьера, классификации барьеров; барьеры, обусловленные факторами среды; технические барьеры; психофизиологические барьеры; социокультурные барьеры.