6.3 Нейромаркетинг и мотивация человеческих поступков. Нейромаркетинг и ощущения
Нейромаркетинг и мотивация человеческих поступков
Некоторые вещи делаются людьми без их полного понимания причины этого. Хотя может показаться, что «действия без объяснения причин» являются результатом плохого внимания или иррациональным импульсом людей, оказывается, что их собственный мозг оказывается «провокатором» подобных действий. Исследователям из Национального института исследований в области здравоохранения и медицины (Institut National de la Santé et de la Recherché Medicale – INSERM) пришла в голову мысль, что в этом случае мотивирование действий происходит с помощью только одной половины мозга, в то время как вторая половина «отдыхает». Они провели эксперимент, подтвердивший эту точку зрения.
Испытуемым было сказано, что им будут показывать монеты высокого достоинства (один евро) и низкого (один цент).
Им было сказано, что они должны сжимать свободную руку с силой, пропорциональной ценности монеты. То есть, если они увидят более ценную монету (один евро), сила сжатия должна быть сильнее, чем в случае показа менее ценной монеты (в один цент).
Экспериментаторы проявили хитрость: изображение монет они показывали лишь одному глазу и только в течение 17 миллисекунд. При этом один только глаз был открыт, тогда как другой прикрывался рукой. Были проверены все комбинации: правый глаз & правая рука, левый глаз & правая рука, и т. д. И вот что обнаружили исследователи:
Хотя испытуемые не могли правильно предположить, какую монету они видели (подтверждение, что они ее вообще почти не видели), они сжимали руку сильнее, когда сжимаемая рука была на той же стороне глаза, который смотрел. Но сила сжатия не была высокой, когда сжимаемая рука находилась на противоположной стороне от открытого глаза.
Главный вывод, который сделали исследователи, состоял в том, что мозг обрабатывает мимолетные изображения так, что это не поддается сознанию человека. Это их навело на мысль, что изображения фирменных знаков компании они сознательно не идентифицируют, если видят их лишь мимолетно. В то же время обработка их мозгом все равно происходит. Это означает, что какие бы знаки они ни увидели мельком в реальности, они будут думать, что они видели то, что им хорошо знакомо, то есть знакомые им бренды, которым они отдают предпочтение.
Нейромаркетинг и ощущения
Человек испытывает ощущения по причине отражения в коре его головного мозга явлений и объектов мира, которые окружают этого человека в данный момент, и непосредственно воздействуют на его органы чувств.
У человека физиологический механизм ощущений запускается деятельностью разных нервных анализаторов, синтезирующих и анализирующих раздражители, исходящие из внутренней и внешней среды.
Человеческие анализаторы служат цели взаимодействия с окружающими факторами внешней природы и социальной среды и приспособления к ним, а в ряде случаев – изменению внешней среды. Получаемая таким образом информация обычно не затрагивает сознания человека, направляясь прямиком в область подсознания, чтобы осуществлять взаимодействие с другими процессами психики.
Ощущения в рекламе чаще всего ограничиваются зрительными и слуховыми. Но рекламе реально основываться и на иных ощущениях. К примеру, на выставках автомобилей людям нередко предлагается поуправоять автомобилями для того, чтобы они могли их «почувствовать», испытать их на комфортность, скорость и престижность, чтобы подобрать «свой» автомобиль. Таким образом, обеспечивается задействование вибрационных, двигательных и других ощущений.
Часто при презентациях продуктов питания и разных напитков ведущие предлагают «снять пробу» с них. Это предусматривает использование вкусовых и обонятельных ощущений, помня, что у человека имеется 10 000 вкусовых рецепторов.
Исследования показали, что предметы, которые обладают приятным ароматом, на 40% повышают настроение. Покупатели покупают на 10% чаще ту обувь, которая пахнет кожей. Пахнущие бренды лучше запоминаются и воспринимаются, но очень малое количество компаний их имеет. В то же время примеры компаний, практикующих использование запахов в рекламе и брендинге, существуют. Одна из таких компаний – Samsung Electronics, которой была принята применяемая во всем мире бренд-концепция, именуемая Brand Sensory. Данной концепцией предполагается воздействие на все человеческие ощущения, не исключая запах. Посредством разработанного компанией фирменного аромата Samsung ароматизируются салоны этой компании, и планируется ароматизация буклетов и коробок с электроникой. Дальнейший логический шаг – «ароматизация» рекламных кампаний.
Компанией Nestle уже было проведено ряд рекламных кампаний, в которых ароматизировались тиражи газет. Обладателями фирменных запахов являются компании Bang & Olufsen, Holiday Inn, BMW, Honda, Opel, British Airways и др. В США руководство крупнейших газет (USA Today, Wall Street Journal) решило, что будет не плохой привычкой регулярное размещение на их страницах пахнущей рекламы с целью повышения тиражируемости изданий.
При посещении магазинов бытовой техники посетителям может быть предложено испытание продукции, обеспечивающей тепло/холод, возникающие при использовании кондиционеров, обогревателей, холодильников и морозильников.
Осязательные ощущения появляются при «прощупывании» товаров или их упаковки. Если производитель создает приятные на ощупь изделия, упаковывая их в такие же упаковки, это дает ему дополнительные преимущества. Ведь самым большим человеческим органом по площади является кожа. От нее во многом зависит здоровье человека и его комфорт. Так, если делать младенцам массаж, они прибавляют в весе на 50% быстрее, чем малыши, которым массаж не делают.
Специалисты по нейромаркетингу советуют при рекламировании товаров задействовать как можно больше ощущений (больше ощущений – выше продажи). Предлагается новая пословица: «Лучше сто раз услышать, один увидеть, на один зуб попробовать и на одну ноздрю понюхать».
Важно «не перебарщивать» со стимулами, помня о необходимости соблюдения правила «золотой середины». Согласно закону Фехнера, увеличения значения стимула означают испытывание человеком пропорционально меньшего изменения в ощущениях. Поэтому во всем нужно соблюдать умеренность. Человеческому восприятию не особенно импонирует чрезмерная интенсивность воздействия (громких звуков, ярких цветов, многословных монотонных текстов и т.д.). Лучше ориентироваться на средние значения.
- 1.2 Нейровизуализация. История нейромаркетинга
- 1.3 Использование нейромаркетинга компаниями. Возможные области использования нейромаркетинга
- 1.4 Зачем использовать визуализацию мозга для маркетинга? Надежды, связанные с нейромаркетингом
- 1.5 Ранняя оценка продукта и нейромаркетинговые исследования продуктов питания. Роль ожиданий
- 1.6 Затраты и выгоды. Работа нейромаркетологов
- 1.7 Что отличает нейромаркетологов? Этика нейромаркетинга. Культура и реклама
- II Neuromarketing покоряет мир
- 2.1 Важность фокусировки глаз. Использование эффективной упаковки
- 2.2 Цвет – это ключ. Эффективность рекламы
- 2.3 Слишком большой выбор. Оценка удовлетворенности
- 2.4 Уклонение от потерь. Эффект привязки
- 2.5 Потребность в скорости. Выявление скрытых ответов
- 2.6 Вознаграждение и наказание. Тестирование прототипа
- 2.7 Установка правильной цены. Макет сайта. Памятные заголовки
- III Комфортный neuromarketing
- 3.1 Получение лучших результатов, тратя меньше денег. Примеры из практики
- 3.2 Используйте простые шрифты для поощрения действий. Потребители помнят сообщения со сложными шрифтами
- 3.3 Направляйте лицо. Усиление доверия с клиентами путем показа доверия
- 3.4 Улыбка имеет значение. Комфорт нейромаркетинга
- IV Технологии, помогающие нейромаркетологам менять мир
- 4.1 Использование нейромаркетинга ради понимания потребителя. Недооценка влияния внимания на маркетинговые материалы
- 4.2 Типы внимания и использование отслеживания глаз. Кодирование лица
- 4.3 Отслеживание эмоций. Ээг (электроэнцефалограмма)
- 4.4 Тестирование памяти. Необходимость интегрированных решений
- V Как наши мозги рассказывают нам о лучших объявлениях
- 5.2 Откровения и сюрпризы
- VI Нейромаркетинг и…
- 6.1 Нейромаркетинг и Филипп Котлер. Нейромаркетинг и его суть
- 6.2 Нейромаркетинг и то, что привлекает/ отвлекает внимание людей. Нейромаркетинг, разработка его концепции и проводимые в его области исследования
- 6.3 Нейромаркетинг и мотивация человеческих поступков. Нейромаркетинг и ощущения
- 6.4 Нейромаркетинг, препарат Триптофан и доверчивые индюшки. Нейромаркетинг и соревнование между Кока-колой и Пепси
- 6.5 Нейромаркетинг и рукопожатие. Нейромаркетинг и эволюция маркетинга в сша. Нейромаркетинг и шарлатанство
- VII Нейромаркетинг и Зигмунд Фрейд
- 7.1 Поощрение людей говорить свободно. Прикосновение к бессознательному
- 7.2 Фрейд и психика ваших клиентов. Жадность и сексуальность. Фрейд и смещение исследований
- VIII Аудио-брендинговый нейромаркетинг
- 8.1 Маркетологи не игнорируют возможности использования звука, когда это доступный вариант. Потенциальное влияние звука в розничной среде
- 8.2 Действительно ли это работает? Влияние музыки
- 8.3 Использование тонкой и мощной музыки. Есть ли потенциал мощной музыки для маркетинга?
- IX Обонятельный нейромаркетинг
- 9.1 Когда маркетологи начали думать об использовании запахов? у каждого бренда должен быть свой аромат
- 9.2 Эффект Пруста и необходимось включения чувства обоняния. Плохие запахи. Обонятельные опасности
- 9.3 Ольфакторный маркетинг. Обонятельные опасности
- 9.4 Запахи в атмосферомаркетинге магазина. Роль ароматизации в жизни человека и аромамаркетинг
- 9.5 Понятия аромамаркетинга, аромадизайна и разработка ароматизации. Направления аромамаркетинга
- 9.6 Возможности аромамаркетинга. Использование аромаклининга
- 9.7 Аромадизайн. Достижение целей компании с помощью аромамаркетинга
- 9.8 Использование запахов в разных магазинах. Ароматическое оборудование
- X Цветной нейромаркетинг в сфере ритейла
- 10.1 Может ли определенный цвет повлиять на результаты, полученные продавцом? Эффективное оформление магазина с помощью цветов
- 10.2 Общие принципы цветовой гармонии. Обеспечение с помощью цветов внимания к товарам и гармонии выкладки
- 10.3 Способы обеспечения привлечения внимания потребителей к товарам. Подбор цветов и их сочетаний
- 10.4 Сила красного цвета и его получение
- XI Влияние цветов на потребителей и их использование в магазинном интерьере
- 11.1 Холодные и теплые цвета. Цвета земляные и спектральные
- 11.2 Цвета ахроматические. Цвета сдержанные и яркие
- 11.3 Цвета насыщенные и пастельные. Цвета раздражающие и не раздражающие
- XII Нейромаркетинговые Компании
- 12.1 Affectiva. Buyology Inc. Лаборатория Emotion Explorer
- 12.2 Прикладные Исследования fkf. Forbes Consulting. Forebrain Neurotecnologia Ltda
- Литература