logo search
БИЛЕТЫ_ОТВЕТЫ

2. Управленческие решения. Методы принятия управленческих решений

Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле, это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле - это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- по сложности (простые и сложные);

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать по степени сложности следующим образом:

- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

- инновационные и определяющие решения.

Методы принятия решений

Простые методы принятия решений – это те, которые не требуют применения развитого математического аппарата. Тем не менее, во многих случаях их применения вполне достаточно. Традиционно выделяют три основных подхода к принятию управленческого решения (табл. 1).

Различные подходы к формированию управленческого решения

Подход Характеристика подхода

Интуитивные решения Решение, принятое на основе ощущения того, что оно правильное. ЛПР не занимается сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждому из вариантов, зачастую даже не осмысливает досконально ситуацию, просто делает выбор

Решения, основанные на суждениях Такие решения принимаются на основе знаний и накопленного опыта. В основе решений этого типа лежит прогноз будущих результатов решения, основанный на аналогии с прошлыми ситуациями и результатами прошлых решений

Рациональное решение проблем Данный способ нахождения решений предполагает обязательное сознательное формирование всех (насколько это возможно) разумных вариантов; их всесторонний и глубокий сравнительный анализ (по возможности количественный, а не просто описательный), обоснованный, возможно, даже формализованный выбор предпочтительного варианта

Интуитивные решения встречаются в повседневной жизни. Решение принимается на основе ощущения того, что в данном случае надо поступить данным образом.

Решения, основанные на суждениях, встречаются в практике менеджера значительно чаще. В первую очередь, это связано с тем, что вопросы управления являются достаточно сложными и важными, а потому требуют весьма ответственного рассмотрения. Поскольку каждое такое решение принимается человеком, оно оказывается достаточно дешевым и быстрым. Но при этом менеджер рискует упустить вариант решения, который ему раньше не встречался. Более того, менеджер может опасаться всего нового.

Безусловно, в практической деятельности менеджера наиболее важным является рациональный способ решения проблем. В силу этого обстоятельства опишем его более подробно. При таком способе разработки управленческого решения весь процесс можно представить как последовательность взаимосвязанных шагов, необходимых этапов, число которых определяется сутью анализируемой проблемы (табл. 2).

Диагностика проблемы Должно появиться представление о том, что и почему является неудовлетворительным, какое состояние (процесс, результат) является желательным. Диагностика затрудняется взаимосвязанностью проблем, поэтому структурирование проблем и их связей – трудная высококвалифицированная и ответственная работа

Целеполагание и формирование критериев Определение целей работы и их формализация в виде каких-либо критериев (желательно – количественных) задают направление разрешения выявленных проблем и во многом определяют результаты деятельности организации

Формулировка ограничений Требуются ресурсы, которые всегда ограничены. Обычно есть ограничения на возможные способы функционирования. Часть ограничений может иметь правовой характер, часть – связана с распределением полномочий, некоторые ограничения могут носить неформальный характер

Определение альтернатив Определение набора альтернатив – во многом искусство менеджмента, потому что формализованных способов и четких алгоритмов для этого этапа нет. Тем не менее, как и в искусстве, этой работе можно и нужно учиться как на своем, так и на чужом опыте

Анализ и оценка альтернатив Данный этап наиболее формализован, для него предложен большой набор методов и рекомендаций. Достаточно подробно изучен и вопрос учета неопределенности будущих состояний системы и ее окружения

Выбор альтернативы Практически всегда реализация любой альтернативы влечет какие-то отрицательные последствия. Поэтому выбор альтернативы – это компромисс. В силу этого, а также в силу того, что представления ЛПР обычно шире, чем формальные критерии, выбранная альтернатива может оказаться не «лучшей»

Реализация решения Любое решение ценно своей реализацией. На этапе реализации видно, насколько хорошо продумал менеджер, что и как делать

Обратная связь Обратная связь осуществляет поступление сведений о состоянии системы до принятия решения и о ходе его реализации, что позволяет корректировать решение

Современные методы принятия решений. При принятии решений применяют весь арсенал методов современной прикладной математики. Они используются для оценки ситуации и прогнозирования при выборе целей, для генерирования множества возможных вариантов решений и выбора из них наилучшего.

Прежде всего, надо назвать всевозможные методы оптимизации (математического программирования). Для борьбы с многокритериальностью используют различные методы свертки критериев, а также интерактивные компьютерные системы, позволяющие вырабатывать решение в процессе диалога человека и ПК. Применяют имитационное моделирование, базирующееся на компьютерных системах, метод статистических испытаний (Монте-Карло), модели надежности и массового обслуживания. Часто необходимы статистические (эконометрические) методы, в частности, методы выборочных обследований. При принятии решений применяют как вероятностно-статистические модели, так и методы анализа данных.

Особого внимания заслуживают проблемы неопределенности и риска, связанные как с природой, так и с поведением людей. Разработаны различные способы описания неопределенностей: вероятностные модели, теория нечеткости, интервальная математика. Для описания конфликтов (конкуренции) полезна теория игр. Для структуризации рисков используют деревья причин и последствий (диаграммы типа «рыбий скелет», они же – диаграммы Исикава или Ишикава, по фамилии японского исследователя, впервые их использовавшего). Менеджеру важно учитывать постоянные и аварийные риски. Плата за риск и различные формы страхования также постоянно должны быть в его поле зрения.

Управленческое решение – центральный момент всего процесса управления, результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.