logo search
УМК УО ГМУ (1)

Тема 1.4. Государственное регулирование торговли.

Основные вопросы темы:

  1. Стратегические цели государственного управления развитием потребительского рынка.

  2. Сущность и основные задачи регулирования торговли.

  3. Нормативно-правовая основа регулирования торговли.

  4. Роль органов местного самоуправления в организации торгового обслуживания населения.

Целевая установка по изучению темы.

Изучение темы начинается с выяснения цели государственного регулирования экономики, знакомства с монитористской и кейнсианской концепциями о пределах государственного вмешательства в рыночные отношения. Надо составить представление о сущности понятий «управление» и «регулирование», уяснить признаки, которые отличают эти два понятия.

Управление включает весь набор управленческих функций. В то время как к регулированию в определенной мере относятся анализ, прогнозирование, стимулирование, корректирование и контроль.

С этих позиций следует рассмотреть цели и задачи государственного регулирования торговли.

Государственное регулирование торговли в большей своей части сводится к использованию экономических методов воздействия, созданию механизма, стимулирующего и ограничивающего характера. Регулирование проявляется в виде норм, правил, ограничений, запретов, устанавливаемых государством.

С другой стороны законы, правила, нормы, положения, инструкции, стандарты, издаваемые государством, носят распорядительный характер и являются инструментом административно-распределительного управления. Со стороны государства осуществляется действенный контроль и надзор за соблюдением установок.

Менеджер торговой организации обязан владеть инструментом государственного регулирования торговли, уметь принимать обоснованные решения в любых ситуациях.

В этой связи студент должен ознакомиться с теорией государственного воздействия на экономические процессы, изучить законы, нормы, стандарты и другие акты, регулирующие торговую деятельность. Кроме того, необходимо знать функции контрольно-надзорных органов, порядок проведения контрольных проверок и их документальное оформление.

Также важно уяснить основные функции органов местного самоуправления в регулировании торгового обслуживания населения, их роль в защите прав потребителей.

Литература:[1, 2, 4]