24.2. Организация государственного контроля торговли
Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития России.
В своей деятельности эта служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также специальным Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными полномочиями, осуществляемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и имеющими прямое отношение к контролю торговли, являются:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет право:
организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
Служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также оказание платных услуг.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным врачом Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Порядок проведения мероприятий по контролю деятельности торговых организаций и предприятий регламентируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в котором установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
Мероприятия по контролю проводятся на основании приказов (распоряжений) органов государственного контроля (надзора) и только тем должностным лицом (лицами), которое указано в данном приказе (распоряжении).
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц, за исключением случаев, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю.
Мероприятия по проверке могут носить плановый (не более чем раз в два года) и внеплановый характер. При внеплановой проверке проверяется деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по устранению нарушений, выявленных в результате плановой проверки.
По результатам мероприятия по контролю (надзору) составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
В Кодексе Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, за нарушение законодательства о рекламе.
Установлена также ответственность за следующие нарушения:
продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; нарушение правил ценообразования; обман покупателей; нарушение иных прав потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное использование товарного знака; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Гл а в а 25
- Коммерция и технология торговли
- Оглавление
- Глава 15. Управление торгово-технологическим процессом и
- Глава 20. Устройство и основы технологических планировок
- Введение
- Основы коммерции и технологии торговли
- Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле
- 2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности
- Договоры в торговле
- Договоры, применяемые в торговле
- Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 4.1. Значение и содержание закупочной работы
- Система сертификациигост р госстандарта россии
- Коммерческая работа по продаже товаров
- 5.4. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
- Организация биржевой торговли
- Организация торговли на аукционах
- Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Реклама в коммерческой деятельности
- Лизинговые операции. Франчайзинг
- Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и виды
- Классификация, устройство и планировка товарных складов
- Технологическое оборудование складов
- Организация и технология складских операций
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда на складах
- 15.1. Организация управления торгово-технологическим процессом на складе
- 15.3. Организация труда складских работников
- Тара и тарные операции в торговле
- Организация перевозок грузов
- Заявка на перевозку грузов маршрутами
- Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий
- Классификация, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли
- 19.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий
- Основные признаки, характеризующие типыуниверсальных магазинов
- Основные признаки, характеризующие типынеспециализированных непродовольственных магазинов
- Устройство и основы технологических планировок магазинов
- Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
- Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 3 Рис. 22. Прилавки холодильные4
- Интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
- 22.2. Рекламно-информационное оформление магазина
- Организация торгово-технологического процесса в магазине и обслуживания покупателей
- Защита прав потребителей и государственный контроль торговли
- 24.2. Организация государственного контроля торговли
- Основные правила розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин
- Правила особых видов торговли
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине
- В магазине
- Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности
- Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности
- V. Возмещение ущерба
- Проектирование предприятий торговли
- Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли
- Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих торговую деятельность1
- Коммерция и технология торговли
- I. Предмет Договора