logo
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

24.2. Организация государственного контроля торговли

Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопо­лучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития России.

В своей деятельности эта служба руководствуется Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными консти­туционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, меж­дународными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также специальным Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориаль­ные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными полномочиями, осуществляемыми Федераль­ной службой по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека и имеющими прямое отноше­ние к контролю торговли, являются:

государственный санитарно-эпидемиологический над­зор за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регу­лирующих отношения в области защиты прав потребителей;

контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, вы­полнения работ, оказания услуг;

осуществляет в установленном порядке проверку дея­тельности юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей и граждан по выполнению требований санитарно­го законодательства, законодательства Российской Федера­ции в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установ­ленный законодательством Российской Федерации срок.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет право:

организовывать проведение необходимых исследова­ний, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том чис­ле научных исследований по вопросам осуществления над­зора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства Россий­ской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупре­дительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий наруше­ний юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль за деятельностью территориаль­ных органов Службы и подведомственных организаций;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере дея­тельности;

разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также оказание платных услуг.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека явля­ется главным государственным врачом Российской Феде­рации. Он несет персональную ответственность за осуще­ствление возложенных на Службу функций.

Порядок проведения мероприятий по контролю деятель­ности торговых организаций и предприятий регламентиру­ется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госу­дарственного контроля (надзора)», в котором установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должност­ных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Мероприятия по контролю проводятся на основании приказов (распоряжений) органов государственного кон­троля (надзора) и только тем должностным лицом (лицами), которое указано в данном приказе (распоряжении).

Продолжительность мероприятия по контролю не долж­на превышать один месяц, за исключением случаев, свя­занных с необходимостью проведения специальных иссле­дований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю.

Мероприятия по проверке могут носить плановый (не более чем раз в два года) и внеплановый характер. При внеплановой проверке проверяется деятельность юридиче­ского лица или индивидуального предпринимателя по уст­ранению нарушений, выявленных в результате плановой проверки.

По результатам мероприятия по контролю (надзору) со­ставляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В Кодексе Российской Федерации «Об административ­ных правонарушениях» в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятель­ности» установлена ответственность за осуществление пред­принимательской деятельности без государственной реги­страции или специального разрешения (лицензии), за неза­конную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, за нарушение законодатель­ства о рекламе.

Установлена также ответственность за следующие на­рушения:

продажу товаров, выполнение работ либо оказание ус­луг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; нарушение правил ценообразования; обман покупателей; нарушение иных прав потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное использование товарного знака; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции.

Гл а в а 25