logo
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Организация торговли на аукционах

  1. Сущность и виды аукционов

Аукционы являются особой разновидностью посредни­ческих организаций, способствующих обращению товаров. Торговля здесь ведется методом открытых торгов. Прода­же подлежат реальные товары, обладающие индивидуаль­ными свойствами.

Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица, являющиеся владель­цами товаров (имущества).

Объектами торгов могут быть предметы личного потреб­ления, имеющие индивидуальные особенности (антиква­риат, высокохудожественные авторские работы и т. д.), пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот и лоша­ди, табак, чай и т. д.

В качестве покупателей товаров на аукционах могут быть предприятия, организации или отдельные граждане.

На аукционе продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе торгов до своего предельного уровня. На окончательную аукционную цену оказывает вли­яние сложившийся на данный товар спрос (в том числе в рамках самого аукциона), а также популярность аукциона и реклама представленных на нем товаров.

Аукционы — коммерческие организации, располагающие необходимыми помещениями, оборудованием и соответст­вующим персоналом. Чаще всего распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ. Аукционная торговля может осуществляться и организациями, для кото­рых торги не являются основным видом деятельности, одна­ко уставом предусмотрено право на их проведение. Сюда относятся аукционы, проводимые биржами, постоянно дей­ствующими выставками, художественными салонами и т. д.

По масштабу деятельности аукционы делятся на нацио­нальные и международные.

Широкую известность не только в России, но и за рубе­жом получили пушной аукцион в Санкт-Петербурге и аук­цион по торговле племенными лошадьми в Москве. В роли покупателей на них выступают крупные оптовые фирмы зарубежных стран.

Различают несколько видов аукционов. Так, в зависимо­сти от порядка организации аукционы делят на доброволь­ные и принудительные, а с учетом технологии проведения — на согласные аукционы и аукционы с понижением цен.

Добровольные аукционы проводятся по инициативе владельцев товаров или имущества с целью наиболее выгодной их продажи.

Принудительные аукционы могут прово­диться государственными организациями с целью прода­жи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного имущества и т. п.

Согласный аукцион (с повышением цен) на­чинается с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (над­дачи). Величина надбавки должна быть не ниже минималь­ной надбавки, установленной в правилах проведения торга. В случае если очередное повышение цены покупатели не предлагают, то товар считается проданным последнему по­купателю, предложившему наивысшую цену. Такой способ ведения аукциона называется гласным. Если же после объ­явления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену на установленную величину надбавки с помощью условных знаков, а аукционист, объ­являя новую цену, не называет покупателя, то такой способ проведения аукциона принято называть негласным или не­мым. При этом способе торга сохраняется в тайне имя по­купателя. Чаще такой порядок аукционного торга применя­ется при продаже предметов искусства и драгоценностей.

На аукционах с понижением цен снача­ла называется явно завышенная стартовая цена, которая в процессе торгов постепенно понижается до получения со­гласия одного из покупателей на покупку товара. Пониже­ние цены проводится на заранее установленные скидки.

При организации работы аукциона руководствуются По­ложением об аукционе, утвержденным общим собранием акционеров и т. п. Подготовкой и проведением торгов руко­водит аукционный комитет, в состав которого входят: ди­ректор аукциона, коммерсант, эксперт, юрисконсульт, спе­циалист по маркетингу, бухгалтер и аукционист. Каждый из перечисленных членов аукционного комитета выполняет функции, определенные его должностными обязанностями.

  1. Организация и техника аукционной торговли

Все торгово-технологические операции, совершаемые на аукционах, можно разделить на три этапа:

Основными операциями на первом этапе являются подго­товка аукциона к торгам и подготовка товаров к продаже.

Подготовка аукциона к торгам начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров. В предложениях указывают: полное наименование товаров и их краткое описание; характеристику потребительских свойств и качества; сведения о количестве экземпляров и основные реквизиты владельца. Полученные предложения анализируются. Затем владельцам товаров направляются приглашения для оформления аукционных соглашений.

К операциям по подготовке аукциона к торгам относят­ся также: подготовка помещений для хранения и предпро­дажной подготовки товаров; определение сроков проведе­ния торгов; выпуск и продажа входных билетов; изготов­ление сигнальных табличек; информационно-рекламная работа.

Одной из операций, связанных с подготовкой товаров к продаже с аукциона, является их экспертиза, которая за­вершается установлением стартовой цены товара. Все ус­ловия аукционной продажи товара фиксируются в аукци­онном соглашении, которое визируется юрисконсультом, экспертом, аукционистом, директором аукциона и вла­дельцем товара. Оно оформляется в двух экземплярах.

Товары, принятые от владельцев, в случае необходимо­сти проходят дополнительную предпродажную подготовку, а затем сортируются в зависимости от качества по парти­ям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количест­во товаров в лоте зависит от традиций торговли данным видом товара. Каждому лоту присваивается номер, по ко­торому он будет продаваться с аукциона.

Для информации покупателей о предлагаемых к прода­же товарах аукцион выпускает каталог, в котором указа­ны составы и номера лотов. Каталоги с указанием начала работы аукциона и правил проведения торга рассылают традиционным покупателям.

Покупателям предоставляется возможность заблаговре­менно ознакомиться с выставленными товарами и поме­тить в каталогах интересующие их номера лотов. При про­даже продовольственных товаров для покупателей могут быть устроены дегустации.

Важнейшей стадией аукциона является торг, который на­чинается в заранее определенный день и час. Для его прове­дения обычно используют специальный аукционный зал.

Открывает торги аукционист, который дает краткую характеристику товара, выставленного под первым номе­ром. Характеристика товара содержится в информацион­ной карте. В ней указывается полное наименование това­ра, характеристика его потребительских свойств и качест­ва, стартовая цена. Назвав начальную цену, аукционист спрашивает: «Кто больше?».

Покупатель, желающий приобрести товар, с помощью сигнальной таблички объявляет цену, превышающую стар­товую.

Аукционист повторяет каждую предложенную покупа­телями цену и называет место, откуда поступило предло­жение о цене. Если очередное повышение цены не предла­гается, аукционист после троекратного повторения вопро­са «Кто больше?» — ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложив­шему наивысшую цену.

Ассистенты аукциониста помечают, какому покупателю и по какой цене продан соответствующий товар.

Аукционист имеет право снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсут­ствия интереса к данному товару не удается достичь на­меченной аукционом продажной цены.

На аукционах с понижением первоначально установ­ленной цены на заранее определенные скидки лот приоб­ретает тот, кто первым из покупателей скажет: «Да», а при проведении автоматизированных торгов — первым на­жмет электрическую кнопку, останавливающую смену чи­сел на табло.

После окончания торгов по соответствующему лоту оформляется аукционная сделка. Владельцы получают за свои товары деньги, а покупатели вносят соответствующие суммы стоимости купленных ими товаров и получают их в течение срока, установленного правилами аукциона.

Порядок распределения аукционной выручки преду­сматривается в аукционном соглашении.

При отсутствии спроса лот снимается с торгов, и товар возвращается владельцу с взиманием за определенный пе­риод хранения платы в размерах, установленных аукцио­ном в процентах к стартовой цене.

Порядок разрешения правовых конфликтов и хозяйст­венных споров, связанных с деятельностью аукциона, оп­ределяется действующим законодательством.

Гла в а 8