Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий
Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения
Под товароснабжением розничной торговой сетипонимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.
Благодаря рационально организованному товароснабже- нию на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организаций и предприятий.
При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования: • источники и приемлемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпускаемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;
завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина ассортиментным перечнем;
количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуемой объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильным оборудованием, различными емкостями и т. п.);
величина единовременно доставляемой партии должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;
четко разработанная система товароснабжения должна обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров.
Товароснабжение розничных торговых предприятий должно основываться на следующих основных принципах:
планомерность;
ритмичность;
оперативность;
экономичность;
централизация;
технологичность.
Планомерностьозначает, что процесс товароснабжения предприятий розничной торговли должен носить планомерный характер. Завоз товаров в магазины и другие пункты продажи должен осуществляться на основе плановых графиков с учетом их ассортиментного профиля.
Ритмичность снабженияпредполагает завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени. Ритмичность доставки товаров в магазины способствует ускорению оборачиваемости товаров, созданию товарных запасов, не
обходимых для обеспечения бесперебойной работы на случай нарушения сроков завоза, исключает образование излишних товарных запасов. Кроме того, ритмичность товаро- снабжения предприятий розничной торговли обеспечивает оптимальные условия для работы складов, оптовых баз и транспортных предприятий. Она позволяет более производительно использовать рабочую силу. При ритмичном товаро- снабжении рациональнее используются складские площади.
Для того чтобы определить, насколько ритмично осуществляется товароснабжение розничного торгового предприятия, можно использовать такой показатель, как коэффициент ритмичности снабжения (Кр), который рассчитывается следующим образом:
р К
где П ф — фактическая поставка за исследуемый период (месяц, декаду и т. д.) в пределах графика (плана);
П п— поставка по графику за каждый период времени.
Важным условием рациональной организации товаро- снабжения является его оперативность.Она предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний.
Оптовые базы и другие предприятия, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны оперативно учитывать эти изменения и вносить соответствующие коррективы, для чего им необходимо своевременно получать от розничных торговых предприятий информацию о ходе реализации товаров и состоянии товарных запасов.
Экономичность товароснабженияозначает минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных
средств на весь процесс доставки товаров в розничную торговую сеть. Это достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочноразгрузочных работ, установлением рациональной звенно- сти движения товаров, исключающей излишние складские технологические операции на пути движения товаров от производства до потребителей, четким оформлением документов по отпуску и приемке товаров.
Таким образом, товароснабжение розничной торговой сети должно осуществляться на основе рациональных схем завоза товаров, которые разрабатываются с учетом минимизации грузооборота, оптимальной звенности, частоты доставки и размеров товарных партий.
Централизацияпредполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предпри- ятий-поставщиков. При этом работники магазинов хотя и несут ответственность за коммерческую сторону товаро- снабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.
Товароснабжение должно осуществляться на основе использования на всех его этапах прогрессивных технологических решений.Большую роль здесь играют модульные таротранспортные системы, являющиеся основой индустриализации товароснабжения розничной торговой сети.
На организацию товароснабжения розничной торговой сети оказывают влияние многие факторы, важнейшие из которых следующие:
уровень управления процессом товароснабжения;
достоверность коммерческой информации, используемой для определения потребности в товарах;
размещение сети розничных торговых предприятий;
состояние и размещение складского хозяйства;
транспортные условия;
оснащенность предприятий розничной торговли торгово-технологическим оборудованием.
Формы товароснабжения розничной торговой сети
Значительная часть товаров завозится в розничную торговую сеть с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса поступают на предприятия розничной торговли непосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п. В крупные универсальные специализированные магазины транзитом с промышленных предприятий могут поступать и другие товары, в том числе и сложного ассортимента. В основной же массе товары сложного ассортимента (культтовары, одежда, обувь и т. д.) завозят в магазины со складов оптовых торговых баз.
В магазины товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Выбор источников товароснабжения зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент товаров, типы и размеры магазинов, объем товарооборота, возможность бесперебойного снабжения магазинов, количество звеньев товародвижения, скорость товарооборачиваемо- сти и уровень транспортных расходов.
В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснаб- жения розничной торговой сети.
При транзитной формедоставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п.).
При складской форметовары сложного ассортимента, нуждающиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазины со складов оптовых предприятий.
Выбрать наиболее оптимальные источники и формы това- роснабжения розничных торговых предприятий можно с помощью разработки схем завозапо каждой товарной группе. Эти схемы определяют порядок движения товаров от промышленных предприятий, оптовых баз и других поставщиков до розничных торговых предприятий по каждой товарной группе, а в случае необходимости — по отдельным подгруппам товаров. Схемы предусматривают конкретный порядок завоза товаров на каждое розничное торговое предприятие.
Наряду со схемами завоза товаров с оптовых баз целесообразно разрабатывать схемы, предусматривающие поступление товаров на предприятия розничной торговли из других источников снабжения. В них определяют порядок завоза в магазины товаров местной промышленности, сельскохозяйственных продуктов. Это в первую очередь относится к завозу хлеба и хлебобулочных изделий, молочных и мясных продуктов и т. п.
Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия
Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка.Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.
Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный метод доставки товаров на розничные торговые предприятия — централизованный завоз,при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей.
При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования.
Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:
анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;
рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;
осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров;
устанавливают систему материальной ответственности сторон за выполнение условий централизованной доставки;
рассчитывают эффективность применения централизованной доставки товаров и выявляют резервы ее повышения.
Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на следующие данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика.
Грузооборот определяют на основе данных о товарообороте и средней цены 1 т товара.
Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.
При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры 390 установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия должны завозиться в магазины ежедневно, другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации — не реже чем через два-три дня. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь-десять дней.
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.
Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам и другим признакам заказывают с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.
Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров, следует также учитывать емкость имеющегося в магазине холодильного оборудования.
Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам,представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.
При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласовывают с товарополучателями.
Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки товаров, разрабатываемыми оптовыми базами. Их составление предусматривает более эффективное использование грузоподъемности транспортных средств и кратчайшие пути доставки товаров. Они бывают линейные и кольцевые.
Линейные маршрутыиспользуются для доставки товаров за один рейс в один магазин. Поколь - цевым маршрутамтовары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых предприятий.
Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых оптовой базой розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли. При этом сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения оптимальных показателей работы транспортных средств.
Оптовые базы, осуществляющие централизованную доставку товаров в розничную торговую сеть, должны правильно определять потребность в транспортных средствах и многооборотной инвентарной таре.
В основу расчетов потребности в транспортных средствах должны быть положены данные об объемах заявок розничных торговых организаций и предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. Потребность в транспортных средствах должна отвечать требованиям безусловного выполнения разработанных оптовой базой графиков и маршрутов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть.
Для определения потребности в отдельных видах инвентарной многооборотной тары может быть использована следующая формула:
об
Оит =
д т • а • Тэ
где Оит— потребное количество инвентарной многооборотной тары;
О г— количество подлежащего доставке груза, т;
t об — время оборота единицы тары, дни;
д т— грузовместимость тары, т;
а— коэффициент использования грузовместимости тары;
Т э— время эксплуатации тары в планируемом периоде (с учетом времени нахождения тары в ремонте), дни.
В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного товароснаб- жения розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем. Так, все более широкое применение находят технологические схемы процесса товародвижения с использованием тары-оборудования. Они предусматривают выполнение следующих основных операций:
комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер;
зачехление и пломбирование контейнера;
доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой базы;
группировка контейнеров по принятым маршрутам;
оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;
погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства;
доставка контейнеров с товарами на розничное торговое предприятие;
выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина;
оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами;
прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.
Внедрение товароснабжения по этой схеме требует соответствующей подготовленности как оптовых предприятий, так и магазинов. В частности, оптовые базы должны располагать необходимым парком колесных контейнеров. Маршруты, в которые включены магазины, снабжаемые по технологической схеме с использованием тары-оборудования, должны обслуживаться автомобилями, оснащенными бортподъемниками. Соответствующим образом должны быть оборудованы места для приемки грузов в магазинах.
В последние годы многое сделано для внедрения тары- оборудования для доставки хлеба и хлебобулочных изделий, плодоовощной продукции, бакалейных и других товаров.
Для внедрения передовой технологии транспортирования, хранения и продажи товаров с применением тары-оборудования создаются опорные комплексы на базе предприятий- поставщиков и розничных торговых предприятий. Они создаются по следующим схемам: «оптовая торговая база — торговый зал магазина», «хлебозавод — торговый зал магазина», «овощекартофелехранилище — торговый зал магазина» и «промышленное предприятие — торговый зал магазина».
Использование контейнерной доставки товаров в магазины позволяет существенно сократить численность работников, занятых переноской и перемещением товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли, упрощает организацию товароснабжения магазинов и в значительной степени облегчает внутримагазинное перемещение то- 394 варов, создает условия для более эффективной эксплуатации автотранспорта и торговой площади магазинов.
Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используют специальную многооборотную яшдчную и текстильную тару. При этом технологическая схема процесса товароснабжения будет отличаться от приведенной выше.
Для упрощения управления процессом товароснабжения могут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.
Успешное функционирование системы товароснабжения розничной торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии. Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возлагается на диспетчерскую службу.
Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и оптовыми базами, осуществляющими товароснабжение. Она занимается сбором и обобщением информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой службе оптовой базы для принятия необходимого решения о завозе товаров.
Гл а в а 19
- Коммерция и технология торговли
- Оглавление
- Глава 15. Управление торгово-технологическим процессом и
- Глава 20. Устройство и основы технологических планировок
- Введение
- Основы коммерции и технологии торговли
- Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле
- 2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности
- Договоры в торговле
- Договоры, применяемые в торговле
- Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 4.1. Значение и содержание закупочной работы
- Система сертификациигост р госстандарта россии
- Коммерческая работа по продаже товаров
- 5.4. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
- Организация биржевой торговли
- Организация торговли на аукционах
- Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Реклама в коммерческой деятельности
- Лизинговые операции. Франчайзинг
- Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и виды
- Классификация, устройство и планировка товарных складов
- Технологическое оборудование складов
- Организация и технология складских операций
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда на складах
- 15.1. Организация управления торгово-технологическим процессом на складе
- 15.3. Организация труда складских работников
- Тара и тарные операции в торговле
- Организация перевозок грузов
- Заявка на перевозку грузов маршрутами
- Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий
- Классификация, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли
- 19.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий
- Основные признаки, характеризующие типыуниверсальных магазинов
- Основные признаки, характеризующие типынеспециализированных непродовольственных магазинов
- Устройство и основы технологических планировок магазинов
- Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
- Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 3 Рис. 22. Прилавки холодильные4
- Интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
- 22.2. Рекламно-информационное оформление магазина
- Организация торгово-технологического процесса в магазине и обслуживания покупателей
- Защита прав потребителей и государственный контроль торговли
- 24.2. Организация государственного контроля торговли
- Основные правила розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин
- Правила особых видов торговли
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине
- В магазине
- Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности
- Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности
- V. Возмещение ущерба
- Проектирование предприятий торговли
- Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли
- Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих торговую деятельность1
- Коммерция и технология торговли
- I. Предмет Договора