logo
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Технологическое оборудование складов

  1. Оборудование для хранения товаров

Оборудование этой группы подразделяют на следующие подгруппы:

Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко применяются стеллажи и поддоны.

Стеллажи по назначению делят на универсальные и специальные. В зависимости от конструктивных особенно­стей различают сборно-разборные и неразборные стелла­жи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифициро­ванных деталей и узлов, что обеспечивает большое коли­чество вариантов их компоновки.

Универсальные стеллажи используют для хранения различных продовольственных и промышленных то­варов в таре или на поддонах. Они бывают полочными, кле­точными, ящичными, каркасными и гравитационными. Са­мыми распространенными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках. В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками. Их используют для хранения мелкоштучныгх товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и другим признакам. Ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучныгх товаров — радиодеталей, светочувствительных фотографических материалов и т. д. Ячейками в них служат ящики. Каркасные стеллажи состоят из вертикальной металли­ческой рамы и горизонтальной обрешетки. С помощью перфо­рации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа. Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на поддонах с применением средств механи­зации. В гравитационныгх стеллажах грузовые полки наклоне­ны, и груз перемещается под действием своей силы тяжести.

Специальные стеллажи служат для хранения определенныгх товаров. Их подразделяют на стоечные, кон­сольные и механические стеллажи-вешала. Стоечные стеллажи состоят из горизонтальной рамы и укрепленныгх на ней стоек. В консольных стеллажах грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей. На стоечныгх и консольныгх стеллажах разме­щают для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой ме­талл и т. д.). Механические стеллажи-вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на плечиках.

На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассорти­мент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое для обработки грузов подъемно-транспортное оборудование.

Потребность в стеллажном оборудовании можно опреде­лить по формуле

0 =

V ст

Vct

где 0 ст — количество стеллажей;

0 т — количество товаров, подлежащих хранению в стел­лажах, м2;

V ст — емкость стеллажа, м3.

Рис. 5. Поддоны:

1 — ящичный для картофеля, капусты, кор­неплодов; 2 — стоечный для телевизоров

Поддоны (рис. 5) представляют собой устройства, пред­назначенные для формирования грузовых пакетов, штабе­лирования и транспортирования товаров. По своему ис­пользованию они универсальны. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящцчные поддоны. Плоские поддоны применяют для паке­тирования товаров в ящцках, мешках и другой таре. Сто­ечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие про­изводить многоярусную их укладку с грузами, которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связках, свертках и легкоповреждаемые грузы.

Использование поддонов на складах создает необходи­мые условия для комплексной механизации погрузочно­разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения тру­довых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза воз­растает производительность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортнык средств.

Хранение навалочных и насышных грузов (поваренной соли, жмыка, строительных материалов, зерна и т. д.) осу­ществляют в бункерных устройствах и закромах.

Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для временного хранения на­валочных и сыпучих грузов.

Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства, снизу — вы- сытной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические. Могут иметь емкость от 20 до 100 м3 и более.

Закрома — отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочнык грузов. Могут иметь ячей­ки, образуемые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются железобетонные и деревянные закрома.

Наливные грузы (растительные масла, нефтепродукты и т. п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, би­донах и т. п.

Резервуары чаще изготовляют из стали. Могут иметь емкость 5, 10, 25, 50, 75, 100 м3. Снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива нефтепродуктов и для выпуска воздуха.

Для хранения и перевозки наливнык грузов могут ис­пользоваться специализированные контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т. Их применение является эко­номически выщодным, так как позволяет максимально ме­ханизировать и упростить операции, связанные с хране­нием и перевозками наливны1х грузов.

  1. Подъемно-транспортное оборудование

Применение подъемно-транспортного оборудования в складском технологическом процессе способствует облег­чению тяжелых и трудоемких работ, ускоряет выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сокращает время про­стоя транспорта. Механизация складских работ повышает производительность труда работников в 3-5 раз.

Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по следующим основным признакам:

Рассмотрим классификацию подъемно-транспортного оборудования по одному из важнейших признаков — функциональному назначению. По этому признаку оно подразделяется на три группы:

грузоподъемные машины и механизмы;

транспортирующие машины и устройства;

погрузочно-разгрузочные машины.

К грузоподъемным машинам и меха - ни з м а м относят краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали.

Краны предназначены для перемещения грузов в вер­тикальном и горизонтальном направлениях. Их подразде­ляют на мостовые и консольные, козловые и автомобиль­ные, краны-штабелеры.

Мостовые краны представляют собой грузо­подъемные машины, передвигающиеся по рельсам, закре­пленным на выступах стен склада или специальных колон­нах. Применяются для перемещения тяжеловесных грузов и контейнеров в закрытых складских помещениях, под на­весами или на открытых площадках. На складах применя­ют мостовые краны грузоподъемностью 5-10 т, способные поднимать груз на высоту 8-16 м.

Консольные краны используются на комплек­товочно-сортировочных площадках и рампах складов. Они предназначены для работы с грузами небольшой массы и малых габаритов. Бывают напольные и настенные, могут крепиться к колонне складского помещения. Дуга поворо­та консоли крана достигает 360°.

Электрические козловые краны (рис. 6) грузоподъемностью до 30 т широко применяются при про­изводстве погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках складов и баз. Перемещаются по подкрановым рельсам, уложенным на земле. Обладают высокой произ­водительностью.

Рис. 6. Грузоподъемный козловый кран

Автомобильные краны применяют для по­грузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объек­тах. Они представляют собой самоходные погрузочно-раз­грузочные механизмы, смонтированные на автомобильных шасси. Их грузоподъемность — от 3 до 45 т. Поднимают груз на высоту более 7 м.

Краны - штабелеры предназначены для механи­зации погрузочно-разгрузочных работ в закрытых складах для переработки тарно-штучных грузов. Подразделяются на мостовые и стеллажные.

Мостовой кран - штабелер представляет со­бой механизм, состоящий из кранового моста, вертикаль­ной колонны и грузового захвата. Перемещается по рель­совым путям, смонтированным на строительных конструк­циях здания склада.

Стеллажный кран - штабелер — подъемно­транспортная машина, состоящая из тележки и смонтиро­ванной на ней вертикальной рамы, а также передвигаю­щейся по раме подъемной платформы, на которой установ­лен грузовой захват. Стеллажные краны-штабелеры в зави­симости от конструкции могут передвигаться по рельсовым путям, уложенным на полу или на стеллажах.

Краны-штабелеры используют для укладки грузов в штабеля и стеллажи значительной высоты, а также для комплектования ассортимента товаров при их отборке с мест хранения.

Грузовой лифт представляет собой грузоподъемное уст­ройство прерывистого действия для подъема и спуска гру­зов. Грузоподъемность — от 150 кг до 5 т.

Лебедки используются для вертикального (подъемные лебедки) и горизонтального (тяговые лебедки) перемещения грузов. Выпускаются с ручным и электрическим привода­ми. Могут иметь тяговые усилия от 1 до 10 т.

Электрическая таль (рис. 7) — механизм с электропри­водом для вертикального и горизонтального перемещения груза, подвешенного на крюк. Горизонтальное перемеще­ние осуществляется вдоль подвесного однорельсового пути. Управляют ею с помощью кнопочного механизма. Выпус­кается грузоподъемностью 0,5; 1; 5 и 10 т. Рассчитана на высоту подъема груза от 4 до 30 м.

Рис. 7. Электрическая таль

К транспортирующим машинам и уст - р о й с т в а м относятся конвейеры, гравитационные уст­ройства, грузовые транспортные тележки, электротягачи и др.

Конвейеры (транспортеры) — транспорти­рующие машины непрерывного действия. В зависимости от конструктивных особенностей их грузонесущих органов они бывают ленточные, пластинчатые и роликовые. При­меняются для горизонтального и слабонаклонного переме­щения сыпучих и штучных грузов.

К гравитационным устройствам отно­сятся гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Груз при помощи этих устройств перемещается под дейст­вием своей силы тяжести.

Грузовые транспортные тележки (рис. 8) используются для горизонтального и слабонаклонного пе­ремещения грузов. Они бывают электрические и ручные. Электротележки применяют для перемещения грузов на расстояние до 1 км. Их грузоподъемность — 500, 750, 1000 и 2000 кг. Ручные тележки выпускают на трех-четырех ко­лесах, грузоподъемностью 0,25-1 т. Грузовые транспорт­ные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов.

Тележки-штабелеры с ручным гидравлическим рычаж­ным приводом подъема груза позволяют производить мно­гоярусное складирование, укладку в стеллажи и переме­щение грузов в производственной таре. Тележки могут иметь подъемную платформу или подъемные вилы.

Рис. S. Тележка электрическая

Электротягачи применяют для горизонтального пе­ремещения прицепных тележек и тары-оборудования на коле­сах. Общая масса перевозимых грузов составляет до l500 кг.

Погрузочно - разгрузочные машины — вилочные погрузчики и штабелеры — предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, внутрисклад- ского перемещения и складирования грузов. Вилочные по­грузчики делятся на электропогрузчики и автопогрузчики.

Электропогрузчики (рис. 9) — машины на­польного безрельсового электрифицированного транспор­та, приводимые в движение электродвигателем с питани­ем от аккумуляторных батарей.

Основным рабочим органом являются вилы, служа­щие для подхвата груза, его подъема, транспортирова­ния и укладки. Выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 т, высота подъема груза — от 2,0 до 5,6 м. Элек­тропогрузчики обладают высокой маневренностью.

Вилочные электропогрузчики используются для про­изводства погрузочно-разгрузочных и транспортных операций на открытых складских площадках, в склад­ских и производственных помещениях. Они широко применяются для погрузки и разгрузки железнодорож­ных вагонов, бортовых автомобилей и автоприцепов.

Автопогрузчики приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания, в связи с чем применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках. Выпускаются грузоподъ­емностью от 3,2 до 10 т, высота подъема груза — до 8,2 м.

Электроштабелеры (рис. 10) также относятся к машинам напольного безрельсового транспорта. Служат для выполнения складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрытием пола. Их используют, как правило, для работы в стесненных условиях при штабели­ровании грузов в высокие ярусы стеллажей. Загрузка гру­за в стеллажи и его выгрузка производится выдвижением грузоподъемника с вилочными захватами. Рама грузо­подъемного механизма может наклоняться вперед и назад, что и обеспечивает возможность взятия груза из штабеля и укладку его в штабель. Выпускаются грузоподъемностью 0,8; 1; 1,25; 1,6 и 2 т.

Рис. 9. Электрический погрузчик

Рис. 10. Электрический штабелер

При оснащении складов подъемно-транспортным обо­рудованием учитывают: устройство складов; ассортимент и габариты подлежащих переработке грузов; объем погру- зочно-разгрузочныгх и складских работ; производитель­ность механизмов; режим работы складов.

Потребность в подъемно-транспортных машинах можно определить по формуле

V • К

маш р см н

где маш — потребное количество машин, единиц;

V го — годовой объем грузооборота, т;

К н — коэффициент неравномерности грузооборота;

Р маш — эксплуатационная производительность машины за 1 час, т;

Т р — количество часов работы машины в смену;

Ссм — количество смен работы машины в сутки;

Nн — количество рабочих дней машины в году.

Для расчета эксплуатационной производительности машины можно использовать формулу

^маш = Рт 'К1 'К2 ,

где Р маш — эксплуатационная производительность ма­шины за 1 час, т;

Р т— техническая (конструктивная) производительность машины, т;

К1 — коэффициент использования машины по загрузке;

К 2 — коэффициент использования машины по времени.

При этом К1 определяется как отношение среднего веса транспортируемого груза за один цикл работы к номинальной грузоподъемности машины. Коэффициент использования ма­шины по времени К 2 равен отношению фактической продол­жительности работы машины (с учетом простоев на профилак­тику и т. д.) к нормативной продолжительности рабочей смены.

  1. Весоизмерительное и фасовочное оборудование

В зависимости от конструкции используемые на складах весы делятся на:

Кроме того, весы подразделяют на следующие разновид­ности:

Для оснащения складов чаще всего используют пере­движные и стационарные платформенные весы. Их при­меняют для взвешивания тяжелых и крупногабаритных грузов.

Для взвешивания грузов массой от 50 кг до 3 т приме­няют товарные весы, представляющие собой передвижные напольные весы. Они бывают со следующими пределами взвешивания:

шкально-гирные — 500 кг, 1, 2 и 3 т;

шкальные — 50, 100, 200, 500 кг, 1, 2 и 3 т;

циферблатные — 60, 100, 150, 300, 600 кг, 1, 2 и 3 т.

Наименьший предел взвешивания на всех товарные ве­сах равен 1/20 наибольшего предела взвешивания.

На шкально-гирных весах массу груза определяют сум­мированием значений массы накладные гирь и показаний шкалы. Они являются малопроизводительными. Для опре­деления массы товара необходимо производить подсчет. Вместе с тем они просты по конструкции, надежны и имеют сравнительно невысокую стоимость.

Удобны в эксплуатации шкальные и циферблатные ве­сы.

Весы платформенные стационарные предназначены для взвешивания грузов большой массы. Их механизм монти­руется на специальном фундаменте в углублении (приям­ке). При этом для взвешивания грузов с автомашиной применяют автомобильные весы с наибольшими предела­ми взвешивания 10, 15, 30, 60, 100 и 150 т.

Для взвешивания грузов вместе с вагонами на складах оптовых баз применяют вагонные весы. Они бывают с пределами взвешивания 7,5-100 и 10-200 т.

Все более широкое распространение получают элек­тронные весы нового поколения (рис. 11).

В настоящее время в России выпускается несколько сот моделей таких весов (от настольных до автомобильных и ва­гонных). Они долговечны и надежны, могут быть исполнены под любые условия эксплуатации (пыле- и влагозащищенные, морозоустойчивые), имеют высокие метрологические харак­теристики. Время взвешивания составляет всего 2-3 секунды.

Весы имеют максимум сервисных функций (исключение массы тары во всем диапазоне взвешивания, счетный ре­жим, удержание веса, тестирование возможных неисправ­ностей и др.). Многие модели весов имеют унифицирован­ные узлы и единый терминал, что обеспечивает их высокую ремонтопригодность.

Так, например, фирма «ПетроВЕС» (г. Санкт-Петербург) выпускает несколько модификаций напольных платфор­менных весов с пределами взвешивания от 15 до 2000 кг, широко применяемых для оснащения складов. Крановые подвесные весы выпускаются с пределами взвешивания 2000-50000 кг.

Автомобильные стационарные весы этой фирмы имеют пределы взвешивания 10, 20, 40, 60 и 100 т. Они не требуют фундамента и устанавливаются на участок дороги с твердым покрытием, хотя могут быть изготовлены и во врезном испол­нении. Для взвешивания в движении автомобилей и автопо­ездов применяются автомобильные весы поосного взвешива­ния. Взвешивание на них происходит путем определения на­грузки на каждую из осей автомобиля. Такие весы могут иметь предел взвешивания до 150 т. При наезде автомобиля на платформы весов электронный терминал фиксирует нагрузку каждого моста, а по окончании взвешивания на табло терми­нала индицируется полная масса автомобиля или автопоезда.

Рис. 11. Весы электронные:

1, 2 — настольные, 3 — напольные, 4 — крановые

Вагонные весы предназначены для потележечного (в дви­жении) и повагонного (в статике) взвешивания железнодо­рожных вагонов. Эти весы имеют наибольшие пределы взве­шивания 60-150 т. Для их установки не требуется фундамент, а монтаж занимает всего 2-3 дня.

На оптовых базах и складах используется различное фасовочное оборудование.

По назначению оно делится на оборудование для фасо­вания и упаковывания бакалейных товаров (автоматиче­ские дозаторы, механизированные поточные линии) и обо­рудование для фасования и упаковывания картофеля, овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки).

Для фасования сахарного песка и крупы в бумажные пакеты порциями по 0,5 и 1 кг применяют автоматические весы. Их производительность — 1500 пакетов в час при массе порции 1 кг. Допускаемая погрешность дозирования ±0,5% номинальной массы. Применяют их в цехах центра­лизованного фасования, где монтируют стационарно на полу. Автоматические весы подлежат поверке и клейме­нию органами Госстандарта.

Фасование конфет, пряников и других продовольствен­ных товаров производят с помощью установки для фасо­вания в пакеты из полимерной пленки. Массу порции оп­ределяют на электронных весах.

В крупных цехах централизованного фасования приме­няют автоматы для фасования и упаковывания товаров.

Для изготовления двойных бумажных пакетов, фасова­ния и упаковывания в них сахарного песка порциями до 1 кг применяют автоматы производительностью 3600 па­кетов в час с допускаемой погрешностью дозирования ка­ждой порции в пределах ±1,5%

Промышленность производит автоматы для фасования и упаковывания в пакеты из полимерной пленки сахарно­го песка, круп, поваренной соли и других сыпучих товаров порциями 0,5-1 кг, производительностью до 2700 пакетов в час при массе порции 1 кг.

Для фасования и упаковывания товаров могут быть ис­пользованы механизированные и автоматизированные поточные линии.

В механизированных линиях почти все технологические операции выполняются с помощью машин, управляемых персоналом. В состав таких линий входят автоматические весы и автоматические укладчики фасованных товаров в тару-оборудование. Механизированная линия имеет произ­водительность до 3000 пакетов в час при массе порции 1 кг.

Автоматизированные поточные линии оснащены ком­плексом машин, автоматически выполняющих все техно­логические операции. Используют их для фасования и упаковывания сахарного песка и круп.

Специальные машины используют для упаковывания овощей, фруктов, картофеля в рукавную хлопчатобумаж­ную и полимерную сетку. Их производительность достига­ет 1200 пакетов в час при массе порции не более 3 кг.

Для автоматического упаковывания овощей, фруктов и картофеля в полимерную сетку применяют автоматы про­изводительностью 780-1200 пакетов в час в зависимости от массы порции.

Имеются также механизированные поточные линии для фасования и упаковывания картофеля в полимерную сет­ку, а также моркови в полиэтиленовые пакеты и др. Их производительность составляет 600 порций в час при мас­се порции картофеля 3 кг и массе порции моркови 1 кг.

Гл а в а 14