logo
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Организация торгово-технологического процесса в магазине и обслуживания покупателей

  1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине представ­ляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммер­ческих) и технологических операций и является завер­шающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения,. На этой стадии к осуществлению торго­во-технологического процесса товародвижения подключа­ются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Структура торгово-технологического процесса, последо­вательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового пред­приятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе иг­рают коммерческие операции. Их своевременность и каче­ство выполнения влияют на широту и глубину ассортимен­та предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу та­ких операций относят изучение спроса покупателей, состав­ление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естест­венно, что в самостоятельных торговых предприятиях харак­тер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

В общем виде схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания с отделом индивидуального обслуживания покупателей через прилавок представлена на рис. 26.

Таким образом, торгово-технологический процесс в мага­зине можно разделить на три основные части:

На качество торгового обслуживания существенное влия­ние оказывают операции с товарами до предложения их по­купателям. К ним относят:

разгрузку транспортных средств; доставку товаров в зону приемки; приемку товаров по количеству и качеству; доставку товаров в зону хранения, подготовки к прода­же или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже); хранение товаров; подготовку товаров к продаже; перемещение товаров в торговый зал; выкладку товаров на торговом оборудовании.

Для того, чтобы обеспечить высокое качество обслужи­вания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров.

500

Рис. 26. Примерная схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания

Работники магазина обязаны обеспечить квалифициро­ванную приемку поступивших товаров. В магазине долж­ны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегча­ется процесс непосредственного обслуживания покупате­лей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

Наиболее ответственную часть торгово-технологи­ческого процесса в магазине составляют операции непо­средственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

На этой стадии торгово-технологического процесса ме­жду покупателями и персоналом магазина возникают меж­личностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей- продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть соз­даны все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т. д.

Третья часть торгово-технологического процесса вклю­чает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказа­ние им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.).

Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:

  1. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Раз­грузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Автоконтей­неры разгружают с помощью гидрокрана, которым обору­дован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снима­ют с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которы­ми оборудован автомобиль, или ручного водила.

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена мате­риальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкци­ях «О порядке приемки продукции производственно­технического назначения и товаров народного потребле­ния по количеству» и «О порядке приемки продукции про­изводственно-технического назначения и товаров народ­ного потребления по качеству»1. Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязатель­ных правилах не предусмотрен иной порядок приемки то­варов. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хо­рошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступив­ших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-тран­спортных накладных и других сопроводительных доку­ментов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих доку­ментов, а поступившие товары принимают на ответствен­ное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определен­ные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в откры­той или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в мо­мент получения их от поставщика, по массе нетто и коли­честву товарных единиц в каждом месте — одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортя­щиеся товары — не позднее 24 ч с момента получения то­варов. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более про­должительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позд­нее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позд­нее 48 ч после поступления.

Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводитель­ных документах.

Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандар­тами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют акта­ми. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влаж­ных товаров — немедленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте о результатах провер­ки массы тары указывают также массу нетто товаров.

Выборочная проверка количества товаров с распро­странением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техниче­скими условиями или иными обязательными правилами и договорами.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обес­печить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар1.

В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскры­вать тару и упаковку.

Для участия в окончательной приемке товаров и состав­ления двустороннего акта следует пригласить представите­ля одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или в нарушенной таре изготови­теля, не являющегося отправителем, вызывают представи­теля одногороднего изготовителя. Представитель иного­роднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) должен прибыть не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся то­варам — в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором.

Вызов представителя отправителя (изготовителя) на­правляется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам — немедленно после обна­ружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.

При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальнейшую приемку проводят с участием представителя общественности организации, в ведении которой находит­ся магазин. Представитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета. Материально ответст­венные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, не могут быть представителями общественно­сти, выделяемыми для участия в приемке товаров в мага­зине. Нельзя выделять в качестве представителя общест­венности предприятия-получателя: руководителей магази­нов или их заместителей, даже если они не являются мате­риально ответственными лицами; бухгалтеров, товарове­дов, работа которых связана с учетом, хранением, прием­кой и отпуском материальных ценностей; работников юри­дической службы.

По результатам окончательной приемки товаров состав­ляют акт. В нем указывают количество недостающих то­варов, их стоимость, приводят сведения о том, что опреде­ление количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой1. К нему при­лагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, пре­дусмотренные правилами приемки товаров.

Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.

Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца по­сле составления акта, а в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях — в течение двух месяцев.

Если товары поступили в таре-оборудовании с исправ­ными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопро­водительных документах, а также исправность тары- оборудования и чехлов и соответствие оттисков на плом­бах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправно­сти тары-оборудования и чехлов, работник магазина, при­нимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной плом­бой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.

При нарушении целостности пломбы или неисправности тары-оборудования составляют акт, в котором указывают расхождения по всей поступившей партии товаров с со­проводительными документами. Акт составляют по уста­новленной форме в четырех экземплярах.

Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по ка­честву должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где распо­ложен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся — в течение 24 ч) с момен­та их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящцмся продуктам — остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позд­нее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 48 ч с момента их поступления в магазин.

В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют качест­во и комплектность товаров, а также соответствие тары, упа­ковки и маркировки товаров установленным требованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют акт по форме, утвержденной Госкомстатом Рос­сии. В нем указывают количество осмотренных товаров и ха­рактер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.

Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногород- него отправителя (изготовителя) или, если это предусмотре­но договором, представитель иногороднего отправителя (из­готовителя). Вызов представителя отправителя (изготовите­ля), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству.

Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке — с участием представителя общественности, назна­ченного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Акт о приемке товаров по качеству содержит следую­щие сведения1:

наименование и адрес магазина-получателя товаров; номер и дату составления акта;

место приемки товаров, время начала и окончания приемки;

фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в при­емке товаров по качеству и составлении акта, место их ра­боты, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качест­ва товаров, а также указание о том, что эти лица ознаком­лены с правилами приемки товаров по качеству;

наименование и адрес изготовителя (отправителя) и по­ставщика;

дату и номер уведомления о вызове представителя изго­товителя (отправителя) или отметку о том, что вызов пред­ставителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;

дату и номер договора на поставку товаров и сопрово­дительных документов;

дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транс­портного средства, время доставки груза в магазин;

номер и дату коммерческого акта (акта, выданного ор­ганом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара;

условия хранения товаров на складе магазина до со­ставления акта;

состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров; исправность пломб и правильность оттисков на них. Указывают также количество (массу), полное наименова­ние и список предъявленных к осмотру и фактически про­веренных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество то­варов. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.

В акт могут быть внесены и другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с га­рантийным сроком службы, акт составляют в течение пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленно­го гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.

Магазин обязан принять на временное хранение недоб­рокачественные или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании.

Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензия о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т. д.).

Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с за­ключением магазина, фабричный ярлык или копию товарно­го чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.

  1. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине преду­сматривает их правильное размещение и укладку, созда­ние оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально от­ветственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудо­вании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подто­варниках, товары в промышленной таре — на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по при­знаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологиче­ские свойства, правила товарного соседства и санитарно­гигиенические требования.

Непродовольственные товары, а также продовольствен­ные товары с длительными сроками реализации (нескоро­портящиеся товары) хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запа­хами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.

Для размещения гастрономических товаров используют холодильные камеры или шкафы, при этом копчености и колбасные изделия хранят в подвешенном состоянии.

Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком.

Диетические яйца хранят при температуре от 0 до 20°С — 7 дней, столовые — при температуре не выше 20°С — 25 суток, при температуре от 0 до -2°С — не более 120 суток.

Сухие детские молочные смеси хранят на предприятиях торговли при температуре не выше 10°С и относительной влажности воздуха не более 75%. Реализация их должна осуществляться в сроки, установленные для каждого вида продукта.

Мороженое промышленного производства хранят при температуре не выше -12°С.

Майонез хранят в затемненных помещениях при темпе­ратуре от 3 до 18°С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хра­нения для каждого вида продуктов.

Охлажденная рыба должна храниться в таре, в которой она поступила от поставщика. Температура ее хранения должна быть -2°С. Срок хранения — 48 ч. Мороженая ры­ба хранится в ящиках, уложенных в штабеля с прокладкой реек между ними в соответствии с требованиями норма­тивно-технической документации.

Живая рыба хранится в аквариуме, в теплое время года — не более 24 ч, в холодное — не более 48 ч при температуре 10°С в чистой воде.

Хранение сыпучих продуктов должно производиться в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, при относительной влажности воздуха не более 75%. Нерасфасованные про­дукты хранят в мешках штабелями на поддонах, на рас­стоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75 см.

Поваренная пищевая соль хранится изолированно от других продуктов. Йодированная соль имеет гарантийный срок хранения 6 месяцев с момента выработки, по истече­нии которого она реализуется как обычная пищевая.

В холодильных камерах и шкафах при температуре 6°С хранят мясо и мясные продукты, уложенные на подтовар­ники или подвешенные на крюках. Для удлинения срока хранения охлажденного мяса с 5 до 25 суток может быть использована новая технология хранения, основанная на сочетании холодильного эффекта с действием ультрафио­летовых лучей.

Овощи и фрукты хранят в затаренном виде в хорошо вентилируемых кладовых без естественного освещения.

Замороженные плоды и овощи хранят в низкотемпера­турных холодильных камерах и прилавках при температу­ре не выше -18°С в течение 3-5 дней.

Очень ограниченные сроки хранения (от 6 до 36 ч) име­ют торты, пирожные, бисквитные рулеты, относящиеся к особо скоропортящимся продуктам. Их хранят при темпе­ратуре 2-6°С.

Вина хранят при температуре 8-16°С, пиво — не выше 12°С, газированные безалкогольные напитки, морсы и ква­сы — при температуре 2-12°С.

Специфических условий хранения требуют и непродо­вольственные товары. Так, верхнее готовое платье разве­шивают на плечиках в шкафах или на вешалах. Белье размещают стопками или в коробках на полках стеллажей. Ткани, штучные текстильные изделия в коробках хранят на стеллажах. Трикотажные изделия хранят рассортиро­ванными по видам, моделям, размерам, ростам и другим признакам.

Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок — не более пяти рядов, причем обязательно прокладывают картон между рядами. Ре­зиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упа­ковке или распакованной. Валяную обувь хранят в фабрич­ной упаковке штабелями с высотой укладки не более 1,5 м.

Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах.

Меховые товары рекомендуется хранить в вентилируе­мых, слабоосвещенных помещениях при температуре 0-8°С. Меховую одежду размещают на вешалах в полиэтиленовых чехлах.

Художественные изделия следует хранить в сухих отап­ливаемых помещениях, не допуская резких колебаний температуры.

Для хранения ювелирных изделий из драгоценных ме­таллов используют несгораемые шкафы.

Стеклянные и керамические изделия хранят распако­ванными на полках стеллажей.

Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварники на расстоянии от пола не менее 20 см в рас­правленном виде лицевой стороной вверх.

Большинство культтоваров, электротовары хранят в за­водской упаковке. Крупногабаритные товары размещают на подтоварниках, товары в небольшой промышленной упаковке — на стеллажах.

Хранение непродовольственных товаров в магазине может быть организовано по товарным группам (обувь, готовое платье и т. д.) или по потребительским комплексам («Товары для мужчин», «Товары для дома» и т. п.). При хра­нении товаров по потребительским комплексам необходи­мо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных по­требительских комплексов.

Температуру и относительную влажность воздуха в по­мещениях контролируют при помощи термометров и пси­хрометров и при необходимости регулируют. При повы­шенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной — воздух в помещениях увлажняют (раз­брызгивают воду и т. д.).

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и по­дачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал по­дают ранее завезенные товары.

Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размеща­ют товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реа­лизация которых осуществляется сравнительно медленно.

За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распа­кованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств това­ров, вида тары и т. д.

На стеллажах размещают товары в распакованном виде.

Укладывают их стопками, рядами, маркировкой нару­жу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укла­дывать их в округленных количествах (десятками и т. д.).

В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При шта­бельной укладке используют подтоварники или поддоны. При определении высоты штабельной укладки учитывают установленную предельную норму нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза и т. д. Если в мага­зине не используются механизмы для подъема груза, то гру­зы массой более 50 кг нельзя укладывать в штабеля высо­той, превышающей 2 м.

Размещенные на стеллажах и в штабелях товары долж­ны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопитель­ных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следу­ет периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

В процессе хранения товаров, так же как и при осуще­ствлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т. д.), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые поте­ри), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму1.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.

Подготовка товаров к продаже заключается в их рас­паковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ас­сортимента и других факторов.

При распаковке товары освобождают от внешней транс­портной тары, сортируют, то есть группируют по ассорти­ментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты.

Все эти подготовительные операции целесообразно про­водить в специальных помещениях с соответствующим об­разом оборудованными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универ­маге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вы­званные транспортированием.

Швейные изделия, готовя к продаже, подбирают по размерам и ростам, устраняют в них мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильными досками.

Шерстяные и шелковые ткани перед подачей в торго­вый зал перемеривают и накатывают на специальные до­щечки, на торцах которых указывают артикул, сорт и цену ткани.

Некоторые мелкие изделия металлической галантереи предварительно фасуют в пакетики по 10, 15 и 20 шт. Ленты, кружева и другие подобные товары наматывают на фанерные или картонные планшетки.

При подготовке к продаже парфюмерно-косметичес­ких товаров особенно тщательно проверяют качество упаковки.

Перед подачей в торговый зал фото- и видеоаппаратуры следует проверить их исправность. Музыкальные товары необходимо привести в рабочее состояние.

Велосипеды и мотоциклы очищают от смазки, собира­ют, комплектуют и проверяют работу их основных меха­низмов.

Значительная часть продовольственных товаров посту­пает в нерасфасованном виде, и фасовка их осуществля­ется непосредственно в магазинах. В основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, ово­щи, фрукты.

В магазинах товары фасуют, как правило, при помощи простейших приспособлений или на настольных циферблат­ных весах в специальных помещениях (зонах) площадью не менее 6 м2. Зону для фасовки располагают в непосредствен­ной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующи­ми инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства или приспособления.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару- оборудование.

  1. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, что­бы не препятствовать процессу продажи. Для перемеще­ния товаров используют тележки или тару-оборудование.

Эффективность работы магазинов, качество обслужи­вания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет пра­вильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способ­ность магазина, уменьшить затраты труда персонала мага­зина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных тре­бований:

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товар­ной группой следует закреплять постоянную зону разме­щения. Товары, которые подготавливают к продаже в ма­газине, размещают ближе к зоне, где выполняются подго­товительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгово­го зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и то­вары, пользующиеся частым спросом.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно располо­жить ближе к источникам пополнения.

Однородные товары лучше размещать концентрирован­но. Но если одни и те же товары входят в состав различ­ных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их раз­мещение в разных местах торгового зала.

На первых этажах магазинов необходимо располагать това­ры более частого спроса и не требующие длительного выбора.

Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости.

Для размещения товаров в торговом зале магазина ис­пользуют различные типы торговой мебели, тару-обору­дование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудова­нии, то есть эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

При выкладке товаров на торговом оборудовании учи­тывают следующие основные принципы:

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется от­дельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упа­ковка.

Гастрономические изделия выкладывают в охлаждае­мых витринах различными способами:

колбасу и копчености — в несколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладут сре­зом в сторону покупателя;

фасованные колбасные изделия и мясокопчености, упа­кованные в целлофановую пленку или пергаментную бума­гу, раскладывают по видам и сортам.

Фасованные сыры, масло животное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене.

Бутылки и пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану и творог выставляют на открытых холодильных прилавках рядами.

Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охла­ждаемых прилавках-витринах по видам и сортовым отру­бам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты — кусками на поддонах по видам и сортам.

Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную — в охлаждаемых прилавках-витринах.

Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают в око- рятах с тузлуком, соленую рыбу без тузлука — на против­нях и в окорятах спинками вверх.

Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.

Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящие­ся кондитерские изделия выкладывают на полках пристен­ных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки их укладывают рядами или стопками.

Для размещения в торговом зале расфасованных ово­щей и картофеля удобно применять тару-оборудование.

Хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требова­ний. Для размещения хлеба и хлебобулочных изделий могут применяться шкафы, изготовленные из модульных элементов.

Ткани группируют по видам, назначению и артикулам и выкладывают рулонами на наклонных полках пристенных и островных горок. Для укладки тяжелых тканей исполь­зуют специальные столы. Образцы тканей вывешивают на специальных консолях горок.

Готовую одежду на плечиках размещают на вешалах или других видах оборудования по половозрастному при­знаку, группам и видам. Каждый вид одежды группируют по размерам, ростам, фасонам и расцветкам.

Белье и трикотажные изделия укладывают на полки или подвешивают на штанги пристенных и островных горок.

Для выкладки образцов головных уборов применяют специальные консоли пристенных и островных горок или полки этого оборудования. Перед выкладкой их группиру­ют по половозрастному признаку, материалу изготовления, фасонам, расцветкам и размерам.

Обувь выкладывают на специальных консолях пристен­ных и островных горок. Размещают ее по половозрастному признаку, размерам и видам.

Галантерейные товары перед выкладкой сначала груп­пируют по видам (текстильная, металлическая и т. д.), а затем — по признаку общности использования (например, нитки и иголки и т. д.). Размещают их на полках, консолях, в кассетах и т. д.

Игрушки, сгруппированные по возрастному признаку, видам материалов, педагогическому назначению, выкла­дывают на полках или в кассетах горок. Некоторые иг­рушки (резиновые, пластмассовые и т. п.) удобно разме­щать навалом в специальных контейнерах. Детские вело­сипеды, коляски, санки и другие громоздкие товары рас­полагают на подиумах.

Школьно-письменные и канцелярские товары размеща­ют на полках или в кассетах островных и пристенных го­рок, подразделяя их на подгруппы (принадлежности для черчения, изделия из бумаги и картона и т. д.).

Фото- и кинотовары размешают на полках или в кассетах горок, предварительно сгруппировав по назначению и видам.

Образцы музыкальных товаров выставляют на перфо­рированных щитах или полках горок.

На специальных столах или полках горок выставляют образцы телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и другой аппаратуры. Для выкладки радиодеталей исполь­зуют кассеты, которые устанавливают на полках горок, прилавках или прилавках-витринах.

Крупногабаритные товары (велосипеды, тяжелый спор­тивный инвентарь и т. д.) располагают на подиумах.

При размещении хозяйственных товаров рекомендуется группировать их по потребительским комплексам, внутри которых их следует делить на отдельные группы (например, посуда стеклянная, металлическая и т. д.). Мелкоштучные товары выкладывают в кассетах, другие товары — на полках пристенных и островных горок или специальных стендах. Люстры подвешивают на специальных приспособлениях.

Сгруппированные по назначению и другим признакам парфюмерные и косметические товары выкладывают на полках горок или прилавках-витринах.

Для демонстрации и продажи ювелирных изделий, ча­сов, сувениров используют пристенные горки с разнооб­разными приспособлениями и навесными витринами, а также прилавки-витрины. Изделия из драгоценных метал­лов и ручные часы выкладывают в витринах на черном бархате с подсветом. Настенные часы и сувениры, тре­бующие подвески, крепят на перфорированных щитах оборудования, другие изделия выкладывают на полках и в кассетах горок.

Ковры и ковровые изделия можно показывать с помо­щью вращающегося приспособления, подвешивая их на вешалах-штангах, а также в развернутом виде в штабелях.

Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупа­телям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.

  1. Организация и технология розничной продажи товаров

Продажа товаровзавершающая стадия торгово­технологического процесса в магазине. Операции, выпол­няемые на этой стадии, являются наиболее ответственны­ми, так как они связаны с непосредственным обслужива­нием покупателей.

Характер и структура операций по продаже товаров за­висят в первую очередь от ассортимента реализуемых това­ров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повсе­дневного спроса покупатель затрачивает значительно мень­ше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные ме­тоды продажи. Под методами продажи понимают совокуп­ность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:

Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи това­ров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность ма­газинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выло­женным в торговом зале товарам, возможность самостоя­тельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные то­вары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологи­ческая планировка торгового зала и других помещений ма­газина, организация материальной ответственности, това- роснабжение, а также функции работников магазина.

Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Ис­ключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хру­сталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, ра­дио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслу­живания через прилавок индивидуального обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохран­ностью, выполнению расчетных операций. Процесс про­дажи в них состоит из следующих основных операций:

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, про­верка исправности товаров и т. д.).

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблю­дение установленных правил торговли. Так, не разрешает­ся требовать от покупателей, входящих в торговый зал ма­газина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять лич­ные вешц. При желании покупатель может оставить у вхо­да в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвен­тарную корзину или тележку и доставляют в контрольно­кассовый узел. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В кон­трольно-кассовом узле покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право про­водить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупа­телями, в магазине рекомендуется оборудовать единый кон­трольно-кассовый узел. Напряженность работы контролеров- кассиров в часы пик следует регулировать. Для расчетов с по­купателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы». Ускорению расчетов с покупате­лями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизиро­ванных расчетных узлов с устройством для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и дру­гими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчет­ные операции с покупателями.

За рубежом, а также в некоторых российских магазинах в последнее время успешно внедрены магазинные карты, которые практически аналогичны банковским картам и основаны на той же аппаратно-программной платформе. Их использование позволяет не только упростить расчет­ные операции в магазине, но и систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой политики и борьбы за покупателя. Выпуская специальные карты и распространяя их среди своих клиентов, магазин тем са­мым осуществляет их закрепление, «привязку» к себе.

Наличие карты дает право покупателю рассчитывать на особое отношение к себе со стороны магазина и автоматиче­ски делает его привилегированным клиентом, что выражает­ся в виде доступа к системе торговых скидок или предостав­ления дополнительных услуг (бесплатная рассылка каталогов торговой фирмы, информация о новых товарах, заказ по те­лефону и т. д.). При этом магазин может проводить опреде­ленную маркетинговую политику, устанавливая размеры торговых скидок в зависимости от социальной группы и ин­дивидуального покупательского поведения клиента.

Магазинные карты бывают двух видов: дисконтные и предоплатные (расчетные).

Заплатив вступительный взнос, держатель дисконт - ной карты впоследствии каждый раз при предъявле­нии ее получает установленную торговую скидку.

Клиент, имеющий предоплатную карту, вно­сит собственные денежные средства в кассу магазина в виде авансового платежа за еще не купленный товар. В дальнейшем при обслуживании осуществляется простое списывание средств клиента с карты. Для того чтобы за­интересовать покупателя в наличии предотплатной карты, магазины разрабатывают, как правило, соответствующую систему торговых скидок и услуг, предлагаемых клиенту. Таким образом, расчетная (предоплатная) карта включает в себя элементы, присущие дисконтным картам.

Использование магазинных карт благотворно влияет на товарооборот магазина. Кроме того, приобретая предоп­латные карты, клиент фактически кредитует магазин на стоимость еще не отпущенного товара, что дает магазину дополнительные заемные средства, а также способствует повышению статуса и престижа данного торгового пред­приятия. Магазинная карта является также эффективным рекламным атрибутом предприятия, ее выпустившего, она повышает престиж не только магазина, но и самого клиен­та, так как пластиковые карты традиционно считаются престижной формой оплаты за товары и услуги.

Магазинная автоматизированная система работы с пла­стиковыми картами позволяет также вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок, что имеет несомненную ценность для маркетинговой службы торгового предприятия.

В настоящее время распространение получили магазин­ные системы на картах с магнитной полосой и с микросхе­мой (смарт-карты). Вторая разновидность карт является бо­лее перспективной, так как они почти полностью защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терми­налов-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.

В магазинах могут быть использованы три варианта организации пункта обслуживания по смарт-картам.

Во-первых, можно использовать обыкновенный элек­тронный кассовый аппарат автоматизированной системы кассового обслуживания, снабженный дополнительно вы­носным устройством считывания данных с карт и клавиа­турой для ввода ПИН-кода (персонального идентификаци­онного номера клиента) — пинпадом.

Во-вторых, может быть использован специализирован­ный торговый терминал-касса.

В-третьих, в качестве терминала в магазине может быть использован обыкновенный персональный компьютер с принтером для распечатки торговых чеков и пинпадом для ввода ПИН-кода.

При обслуживании покупателя оператор вставляет кар­ту клиента в пинпад и предлагает ему ввести свой ПИН- код. Если ПИН-код набран неверно или номер карты нахо­дится в списке карт, запрещенных к обслуживанию, то операция не выполняется, а карта в зависимости от си­туации возвращается покупателю или изымается.

Далее продавец набирает на терминале стоимость товара. Терминал вычисляет сумму, обновляет содержимое элек­тронной карты с учетом произведенных покупок, запомина­ет операцию в реестре и распечатывает торговые чеки.

Индивидуальное обслуживание покупателей через при­лавок включает выполнение следующих операций:

Пришедший в магазин покупатель должен встретить при­ветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внеш­ний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в оп­ределении их отношения к моделям, фасонам и другим при­знакам товаров. Эта операция должна выполняться торго­вым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.

После выявления намерения покупателя продавец показы­вает соответствующие товары. При этом он обращает внима­ние на особенности отдельных товаров, предлагает взамен от­сутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию по­купателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления, со­ответствии предлагаемых товаров современной моде и т. д. Консультация должна способствовать пропаганде новых то­варов, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, модельеров, врачей-космето- логов и других специалистов. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.

На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается мно­го труда и времени. Качество их выполнения, а следовательно и качество обслуживания покупателей существенно зависит от квалификации торгового персонала, а также организации и обслуживания рабочего места продавца.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.

При продаже технически сложных товаров с гарантий­ным сроком службы, кроме перечисленных операций, про­давец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, вы­писать товарный чек и его копию вручить покупателю.

Продажа товаров по образцам предусматривает вьжладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора то­варов и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выста­вить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически слож­ных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагрева­тельных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприем­ников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.

Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наимено­вание изготовителя, цену. В случае необходимости продав­цы оказывают покупателям консультативную помощь.

Продажу крупногабаритных товаров по образцам соче­тают с доставкой их покупателям на дом со складов мага­зина, оптовых баз или промышленных предприятий-изго- товителей. Это позволяет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.

При продаже товаров с открытой выкладкой покупате­ли имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консульти­рованию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осу­ществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.

Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционным методом, так как многие поку­патели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с по­казом товаров и информацией об их ассортименте. Приме­нение этого метода позволяет ускорить операции по прода­же товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализа­ция которых в магазинах самообслуживания осуществляет­ся через прилавки индивидуального обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галан­тереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйствен- ных и других непродовольственных и некоторых продо­вольственных товаров).

При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая то­вары, их группируют по видам и ценам. Выложенные това­ры нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, при­крепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.

Торговля по предварительным заказам удобна для по­купателей, так как позволяет им экономить время на при­обретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также не­продовольственные товары сложного ассортимента. Зака­зы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по мес­ту работы или на дому покупателей. Они могут быть пода­ны в устной или письменной форме. Расчет осуществ­ляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топли­ва и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предваритель­но заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольст­венные товары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и воз­можностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших сельских насе­ленных пунктов, которые через магазины «Товары повсе­дневного спроса» или автомагазины могут заказать техни­чески сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.

  1. Услуги, оказываемые покупателям магазинами

Органичным продолжением торгово-технологического про­цесса в магазине является оказание услуг розничной торговли.

Услуга розничной торговлирезуль­тат непосредственного взаимодействия продавца и поку­пателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобре­тении товаров по договору купли-продажи.

Услуги розничной торговли включают в себя:

Услуги реализации товаров включают операции торгово­технологического процесса (формирование ассортимента, приемку товаров, их хранение и т. п.). Реализация товаров может осуществляться в магазине (гипермаркете, универма­ге и т. д.) и вне магазина (через мелкорозничную стационар­ную и передвижную сеть, через торговые автоматы и др.).

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

К информационно-консультационным услугам относят:

К услугам по созданию удобств покупателю относят:

Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спе­цификой обслуживаемого контингента покупателей и со­вместимостью оказываемых услуг.

Согласно ГОСТ Р 51304-99 услуги торговли должны от­вечать ряду общих требований:

Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:

обеспеченность населения услугами данного вида;

соответствие уровня качества услуги розничной цене;

социальную адресность услуги, то есть соответствие ус­луги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов.

Социальную адресность услуги учитывают при проектиро­вании здания и помещений предприятия торговли, установ­лении режима работы, выборе метода обслуживания, форми­ровании ассортимента и др.

Требования функциональной пригодности услуги тор­говли предусматривают:

точность и своевременность оказания услуги, характе­ризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения ус­луги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.;

наличие товаров установленного для данного типа пред­приятия ассортимента;

наличие товаров надлежащего качества; обеспечение условий для компетентного выбора потре­бителем товаров и услуг;

информативность, то есть наличие необходимой досто­верной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуги и ассортименте товаров, исполнителе услуг, о прави­лах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах про­дажи товаров и правах покупателей;

соответствие обслуживающего персонала своему про­фессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.

Исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечаю­щие требованиям функциональной пригодности в соответ­ствии с правилами продажи (торговли).

Требования эргономики услуги торговли предусматри­вают:

комфортность и удобство покупателей при оказании ус­луги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и др.;

гигиенические требования к уровню освещенности, вен- тилируемости, запыленности, шума, температуры в торго­вом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т. п.;

доступность информации возможностям восприятия потребителем.

Требования эстетики услуги торговли предусматрива­ют гармоничность, стилевое единство, целостность компо­зиции и художественной выразительности:

архитектурно-планировочных решений помещений тор­гового предприятия;

оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;

интерьера торгового зала путем оснащения соответст­вующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения.

Требования технологичности услуги торговли преду­сматривают;

наличие рационального набора технологического обору­дования, инвентаря определенных типов и моделей, раз­меров, формы и назначения, с учетом используемых мето­дов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг;

создание условий экономичности и простоты санитар­ного и технического обслуживания;

наличие помещений (по назначению и площадям), необ­ходимых для организации торгового процесса и рацио­нального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров;

наличие технических средств для обработки информа­ции, в том числе по товародвижению;

наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания;

оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово­технологического процесса, создание условий для механи­зации трудоемких процессов обслуживания покупателей.

Безопасность услуги торговли должна обеспечиваться безо­пасностью предприятий торговли (зданий, помещений, обору­дования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реа­лизуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований. Оказание услуги торговли не должно вызывать ухудшение характеристик окружающей природной среды (засоренность территории, запыленность и загазованность воздуха и т. п.). Предприятие торговли должно исключить возможность попадания опасных и вредных ве­ществ в воздух, почву, водоемы, водопровод и канализацию в соответствии с установленными требованиями.

Перечень рекомендуемых услуг, оказываемых покупате­лям в магазинах различных типов, приведен в ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация пред­приятий». Так, например, рекомендуется оказывать от­дельные виды услуг в следующих типах магазинов:

Тип магазина

Наименование услуги

Прием и исполнение зака­зов на товары

Комплектование и улуч­шенное упаковывание по­дарочных наборов из имею­щихся в наличии товаров, в том числе по заказам

Предоставление услуг ком.- наты м.атери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей)

Раскрой ткани

Гипермаркет Универсам (Супермаркет) Гастроном

Товары повседневного спроса

Гипермаркет

Универмаг

Универмаг «Детский мир» Гастроном

Специализированные продоволь­ственные и непродовольственные магазины

Неспециализированные непродо­вольственные магазины (кроме магазинов Промтовары и Комис­сионный)

Гипермаркет

Универмаг

Универмаг «Детский мир»

Гипермаркет

Универмаг

Универмаг «Детский мир»

Ткани

Одежда

Дом торговли

Мелкая переделка швей­ных изделий, купленных в магазине

Парковка личных авто­мобилей на организован­ную у магазина стоянку

Организация и создание мест отдыха

Гипермаркет

Универмаг

Универмаг «Детский мир»

Ткани

Одежда

Дом торговли

Товары для детей

Товары для женщин

Товары для мужчин

Гипермаркет

Универмаг

Универмаг «Детский мир» Магазин- склад Универсам (Супермаркет) Дом торговли

Гипермаркет

Универмаг

Универмаг «Детский мир» Дом торговли

Перечень услуг, оказываемых конкретным предприяти­ем торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, с учетом местонахождения магазина, спецификой обслуживания контингента покупателей.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосред­ственно связанные с продажей товаров (консультации про­давцов и специалистов, рекламную информацию и т. д.).

Другие услуги, предоставление которых связано для ма­газинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.

Наиболее благоприятные условия для оказания услуг име­ются в гипермаркетах, универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимуществен­ное распространение получили такие виды услуг: раскрой тканей;

прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя;

доставка товаров на дом;

установка купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей;

организация коллективных выездов жителей отдален­ных населенных пунктов для приобретения товаров в уни­версальных и специализированных кооперативных мага­зинах;

организация при магазинах кафетериев и др.

Раскрой купленных в магазине тканей выполняет за­кройщик. Для этих целей в торговом зале, в стороне от поку­пательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть торговой площади, на которой оборудуется рабочее ме­сто закройшцка. Здесь устанавливают примерочную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хранения при­нятых в раскрой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т. д.

Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупа­телем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе покупателя закройщик дает ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести различные при­надлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик может выезжать в отдаленные населен­ные пункты с автомагазином и там раскраивать ткани, приобретенные покупателями в автомагазине.

Крупные универмаги и специализированные магазины проводят прием заказов на пошив одежды1 из приобретенных в них материалов. Для приема и выполнения заказов при­глашают мастеров местных ателье или швейных мастерских.

Магазины оказывают и такую услугу, как подгонка по фи­гуре покупателя одежды, здесь же приобретенной. Для этих целей в универмагах следует выделить под соответствующую мастерскую помещение и оборудовать его швейной машин­кой, гладильным столом и другой необходимой мебелью.

Одним из распространенных видов услуг является дос­тавка товаров на дом покупателю. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры, холодильники, строительные материалы и т. д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров исполь­зуют транспорт автотранспортных организаций либо тран­спорт, принадлежащий торговому предприятию.

Установку купленных в магазине технически сложных то­варов на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т. п.) обеспечивают преимущественно универмаги и крупные специализированные магазины.

Для жителей малых и отдаленных сельских населенных пунктов удобными являются коллективные выезды для приобретения, товаров в универмагах и крупных специа­лизированных магазинах, особенно для покупок товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйст­венные предприятия выделяют транспорт. Выезд покупа­телей организуется по графикам.

Кафетерии организуют в крупных универмагах, уни­версамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным обору­дованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бутерброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магази­нах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекар­ственных средств и др.; прием стеклопосуды на дому у на­селения; консультации покупателей по домашнему консер­вированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-авто­матов; установка игровых автоматов и другие.

  1. Внемагазинные формы продажи товаров

К внемагазинным формам продажи товаров относят:

Использование той или иной формы продажи товаров за­висит от численности жителей в населенном пункте, наличия торговых предприятий и их ассортиментного профиля, про­изводственных условий, сезона и других обстоятельств.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предпри­ятий занимает большое место в торговом обслуживании населения.

Мелкорозничная торговая сеть представлена павильо­нами, киосками, торговыми автоматами, магазинами на дому, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки и т. д.). Мелкорозничные предприятия, расположенные в населен­ных пунктах, где отсутствуют магазины, имеют самостоя­тельное значение. В некоторых случаях они, не имея само­стоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли).

Предприятия мелкорозничной торговой сети могут иметь различный товарный профиль. Так, к числу мелко­розничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи — фрукты», «Хлеб», «Мороженое», «Соки — воды» и др. Непродовольствен­ными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтова­ры», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе отно­сятся бензозаправочные станции. Довольно широко рас­пространены мелкорозничные предприятия, торгующие то­варами повседневного спроса.

Наиболее распространенным типом мелкорозничных пред­приятий являются «Продукты». Обычно в их ассортименте не менее пяти товарных групп. При этом на предприятиях, ос­нащенных холодильным оборудованием (обычно холодиль­ными шкафами ШХ-0,4 или ШХ-0,56), реализуют и скоро­портящиеся продовольственные товары.

Павильоны и киоски типа «Промтовары» торгуют голов­ными уборами, трикотажными изделиями, галантереей, парфюмерией, хозяйственными и некоторыми другими товарами.

В павильонах и киосках «Товары повседневного спроса» реализуют продовольственные товары и ограниченный ас­сортимент непродовольственных товаров частого спроса.

Мелкорозничные торговые предприятия размещают не только на рынках, вокзалах, в зоне отдыха и других местах наибольшего сосредоточения населения, но и в малых насе­ленных пунктах. При их размещении учитывают профиль мелкорозничного предприятия, наличие других предпри­ятий торговли и другие факторы. Особую роль мелкороз­ничные предприятия играют в торговом обслуживании жи­телей малых сел и деревень, где отсутствует магазин и строительство его нецелесообразно. Здесь чаще всего рас­пространены павильоны и киоски «Продукты», «Товары по­вседневного спроса», а также магазины на дому.

Эффективность работы мелкорозничных предприятий торговли во многом зависит от организации снабжения их товарами, установленного режима работы. Товароснабже- ние их должно быть ритмичным, так как большинство из них не имеют условий для хранения значительных запасов товаров. Режим работы павильонов и киосков должен быть удобным для покупателей.

Его устанавливают с учетом места расположения пред­приятий и контингента обслуживаемых покупателей. На­пример, режим работы мелкорозничных торговых пред­приятий, расположенных у кинотеатров, на рынках, вок­залах, в зонах отдыха, должен быть увязан с режимом работы этих предприятий, с интенсивностью покупатель­ских потоков, а режим работы предприятий, расположен­ных в малых населенных пунктах, должен быть удобным для их жителей.

Для продажи товаров по месту работы сельских жите­лей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, авто­прицепы и разные развозки.

Автомагазины выпускаются на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и др.

Салон автомагазина оснащают изотермическим шкафом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными двер­цами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании. Для демонстрации готового платья и других товаров служат вешала, свободная площадь под которыми может быть использована для пере­возки крупногабаритных товаров, доставляемых по заказам покупателей, или товаров в таре-оборудовании.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Про­дукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спро­са», «Книги».

Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состо­ит из следующих важнейших товарных групп: хлеб и хле­бобулочные изделия; кондитерские изделия; бакалейные товары; консервы; гастрономические продукты; безалко­гольные напитки; табачные изделия и спички; сопутст­вующие непродовольственные товары.

В автомагазинах «Промышленные товары» реализуют ткани, одежду, головные уборы, белье, обувь массового пошива, галантерейные и парфюмерно-косметические то­вары, некоторые культтовары и хозяйственные товары.

Продовольственными и непродовольственными товара­ми примерно тех же групп торгуют и автомагазины «Това­ры повседневного спроса», но ассортимент товаров в них отличается от ассортимента автомагазинов первых двух типов как по широте, так и по глубине.

Автомагазины «Книги» имеют в своем ассортименте лите­ратуру различных направлений, а также периодические из­дания и сопутствующие (в основном канцелярские) товары.

Торгово-технологический процесс в автомагазине состо­ит из следующих основных операций:

Товароснабжение автомагазинов осуществляют оптовые базы и другие поставщики. При этом они должны обеспе­чивать выделение автомагазинам максимального количе­ства фасованных товаров и первоочередную их загрузку, возможность предварительной отборки и комплектования товаров по заявкам водителей-продавцов.

Оптовые базы и склады, снабжающие автомагазины, должны беспрепятственно принимать от них товары, не нашедшие покупателя.

Хранение товаров в автомагазине должно осуществ­ляться с соблюдением товарного соседства, закрепления за товарами постоянных мест. Своевременно должно прово­диться санитарное обслуживание автомагазина.

В автомагазинах самообслуживания особое внимание уделяют предварительной подготовке товаров к продаже, рациональному их размещению в салоне и выкладке на торговом оборудовании.

Торговля через автомагазины все более широкое рас­пространение получает в крупных городах, чему способст­вовало развитие сети автомагазинов при предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие про­довольственные товары.

Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие при­влекательный вид. Их устройство и оборудование позво­ляют покупателям беспрепятственно ознакомиться с ас­сортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах.

К числу услуг, предоставляемых автомагазинами сель­ским покупателям, относятся: информация о времени приезда автомагазина в пункт обслуживания и о наличии в нем товаров; прием заказов на товары; комплектование подарочных наборов товаров; упаковка товаров; доставка заказанных крупногабаритных товаров на дом покупателя; сбор стеклотары.

Для упорядочения движения и работы автомагазинов составляют маршруты и графики работы. Это позволяет покупателям заранее подготовиться к приезду автомага­зина. Маршруты и графики могут меняться в зависимости от изменения климатических условий, особенностей про­ведения сельскохозяйственных работ и с учетом других факторов.

Торговля через автоматы является одной из прогрес­сивных форм продажи товаров. Чаще всего с помощью ав­томатов продаются жидкие и мелкоштучные продовольст­венные товары (напитки, растительное масло, мороженое, кондитерские, табачные изделия), а также видеокассеты, газеты, журналы, почтовые открытки и др.

Размещение торговых автоматов вне магазинов (на площадях, улицах, вокзалах и т. п.) позволяет осуществлять торговлю в любое время суток.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специаль­ные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высы­лаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно по­лучить из специальных каталогов или перечней товаров в местном почтовом отделении. В каталогах и перечнях по­мещают также правила покупки товаров посредством по­сылочной торговли.

Продажа товаров на ярмарках и базарах позволяет при­близить места реализации товаров к покупателям, расши­рить продажу товаров.

Ярмарки представляют собой периодические крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют раз­личные предприятия и организации торговли, культурно­просветительные учреждения.

Базары тоже представляют собой периодические торги, организуемые торговыми предприятиями и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т. д.).

Проведению ярмарок и базаров предшествует большая подготовительная работа: выбирается место и определяет­ся время их проведения, благоустраивается территория, возводятся необходимые сооружения, проводится реклам­ная работа, комплектуется ассортимент товаров, подби­раются соответствующие работники. Необходимо также предусмотреть возможность посещения ярмарок и базаров жителями отдаленных сел и деревень.

Гл а в а 24