logo
Vse_otvety_na_ekzamen_po_marketingu - копия

35). Продукт как элемент комплекса маркетинга. Товар в системе маркетинга. Уровни товара. Его жизненный цикл. Классификации товаров.

жизненный цикл. Классификация товаров.

В маркетинге под товаром понимают комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, включающих технические параметры, размеры, вес, структуру, цвет, упаковку, цену, престиж изготовителя и продавца и другие свойства, которые необходимы покупателям для удовлетворения их нужд и потребностей. Существует несколько классификаций товара:

1. По назначению- биржевые (энергоносители, продовольствие, металлы); потребительского спроса (товары народного потребления); производственного назначения (здания, сооружения, оборудование, инструмент).

2. По срокам использования - краткосрочного пользования (потребляются сразу или незначительное число раз, например, продукты питания, парфюмерия, косметика, мелкая галантерея); длительного пользования (мебель, бытовая техника, автомобили, станки и т.д.).

3. По характеру потребления и степени обработки - сырье; полуфабрикаты; промежуточная продукция (комплектующие); готовые изделия.

4. По цели и предназначению - повседневного спроса (газеты, сигареты, продукты выборочного спроса (автомобили, видеокамеры, меха и др.); престижные (автомобиль "Мерседес", ручка "Паркер", часы "Роллер"); предметы роскоши (хрусталь, ковры, ювелирные изделия, картины).

5. По способу изготовления - стандартные (серийное производство, высокая степень унификации); уникальные.

6. По покупательским привычка - товары, покупаемые часто и без особых раздумий (продукты питания, моющие средства); товары импульсивной покупки (сладости, цветы); товары для экстренных случаев (лекарства, зонты, пакеты); товары предварительного выбора (мебель, одежда, аудио и видеотехника); товары пассивного спроса (страховки, учебники, похоронные принадлежности).

7. Услуги - бытовые (питание, жилье, обслуживание, отдых); деловые (технические, интеллектуальные, финансовые); социальные (образование, здравоохранение, безопасность, развитие).

Различают 3 уровня товара: 1 уровень - основополагающий. Товар по замыслу (выгоды товара). Задача маркетолога заключается в том, чтобы выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.

2 уровень. Товар в реальном исполнении. Обладает пятью характеристиками: уровнем качества, функциональными особенностями, специфическим оформлением и упаковкой (дизайн), торговой маркой.

3 уровень. Расширенный товар (товар с подкреплением) - предусматривает предоставление дополнительных услуг и выгод.

Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде. Теория жизненного цикла товара – это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль и стратегию маркетинга с момента разработки товара и до его снятия с рынка. Как правило, жизненный цикл товара включает в себя 4 этапа (стадии):

1. Этап разработки. Рождение идеи нового продукта, маркетинговые исследования (прогнозирование спроса на товар), прикладные исследования (проверка концепции нового товара на техническую осуществимость), проектирование, рыночные испытания (пробный маркетинг).

2. Этап внедрения. Стадия характеризуется поступлением товара в продажу, ознакомлением покупателя с товаром, привыканием покупателя к нему. Здесь характерны низкий объем продаж и высокие расходы, незначительная конкуренция.

3. Этап роста. Стадия характеризуется существенным ростом спроса на товар и соответствующим ростом производства данного товара..

4. Этап зрелости. Стадия характеризуется стабилизацией рынка. Отмечается замедление темпов роста объемов продаж. Потребление падает.

5. Этап спада. Стадия характеризуется устойчивым снижением спроса, сокращением рынка, покупатели теряют интерес к товару.