logo
marKetING_(spora)_red

Анализ поведения потребителей. Модель покупательского поведения.

Потребительский рынок – все индивидуумы и семья, которые покупают товары и услуги для личного потребления.

Покупательское потребление потребителей – покупательское поведение конечных потребителей – индивидуумов и семей, которые покупают товары и услуги для личного потребления.

В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребите­лей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.

Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может приме­нить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является модель покупательского «стимул-реакция», представленная на рисунке. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенную реакцию. Маркетологи должны определить, что находится у покупателя в «черном ящике».

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГА

ПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

“ЧЕРНЫЙ ЯЩИК”

СОЗНАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ

ОТВЕТНЫЕ

РЕАКЦИИ

ПОКУПАТЕЛЯ

Товар

Цена

Распределение

Продвижение

Экономические

Научно-технические

Политические Культурные

Характеристики покупателя

Процесс

п ринятия решения покупателем

Выбор товара

Выбор марки

Выбор дилера

Выбор времени покупки

Выбор объекта покупки

Рис. Модель покупательского поведения

Маркетинговые стимулы состоят из так называемых «четырех Р». Они вместе с прочими раздражителями поступают в «черный ящик» потребителя, где они преобразуются в совокупность покупательских реакций: выбор товара, торговой марки и торгового посредника, а также время и объем покупки.

Маркетолог стремится понять, как стимулы преобразуются в реакции внутри «черного ящика» потребителя. Во-первых, то, как покупатель воспринимает стимулы и реагирует на них, зависит от его характеристик. Во-вторых, на поведение покупателя влияет процесс принятия решений, происходящих в его собственном сознании.

На поведение потребителей влияют такие факторы, как культурные (культура, субкультура и общественный класс), социальные (референтные группы – это группы, члены которых служат прямым или непрямым эталоном для сравнения, примерами для подражания, при формировании убеждений или привычек индивидуума, семья, роли и статусы), личностные (возраст и этап жизненного цикла, род занятий, материальное положение, образ жизни, тип личности и представление о себе) и психологические (мотивация, восприятие, усвоение, взгляды и мнения). Исследование этих факторов позволяет менеджменту компании-производителя получить представление о том, как привлечь покупателя и предоставить ему эффективное обслуживание.