Вопрос 50. Система маркетинговых исследований: виды и роль.
Маркетинговые исследования – это вид деятельности, который с помощью информации связывает производителя с потребителями, покупателями и общественностью. Информация используется для выявления и определения маркетинговых возможностей и проблем; для выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности; для улучшения понимания процесса управления маркетингом.
Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ сбыта, краткосрочное прогнозирование и т.д.
Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Направления проведения маркетинговых исследований: анализ внешней среды; рыночные исследования; изучение потребителей; изучение новых товаров (факторов успеха и направлений развития); исследование цен, в том числе факторов чувствительности потребителей к цене; маркетинговые исследования рекламной деятельности предприятия (в том числе ее эффективности); изучение конкурентов и поиск путей завоевания конкурентных преимуществ.
Виды маркетинговых исследований:
1) Кабинетные (на основе источников информации)
2) Полевые (производятся непосредственно на рынке)
3) Контактные (основаны на результатах анализа информации, полученной при личных контактах)
4) Разведочные исследования. Цель - сбор предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез)
5) Описательные исследования - направлены на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. Например, отношения потребителей к продукции компании. 6)Казуальные (причинные) исследования проводятся для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. Например, маркетологу необходимо определить причины изменения рыночной доли предприятия, падения объемов сбыта и др.
Схема маркетинговых исследований:
1)Выявление проблем и формулировка целей
2)Отбор источников информации (выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана выборки; выбор способа связи с аудиторией)
3) Сбор информации (опрос, наблюдение, панель, эксперимент)
4) Анализ собранной информации (составление таблиц, графиков; определение средних уровней, дисперсии; обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения)
5) Представление собранной информации
Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, эксперимент, панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет).
1)Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.
2)Наблюдение (планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения).
3)Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную.
4)Панель (Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени
Система анализа маркетинговой информации представляет набор совершенных методов анализа. В основу любой системы анализа маркетинговой информации положен статистический банк и банк моделей.
Маркетологи-исследователи классифицируют информацию, необходимую для исследования, определяют метод ее сбора, разрабатывают и осуществляют его, анализируют результаты и передают полученные данные заказчику.
Процесс маркетингового исследования состоит из 4 этапов:
Определение проблемы и целей исследования.
Существует три вида целей. Целью поискового исследования является сбор предварительной информации, которая помогает определить проблему и выдвинуть гипотезы. Описательное исследование проводится для определения рыночного потенциала товара или демографических характеристик и взглядов потребителей, которые покупают тот или иной товар. Цель исследования причинно-следственных связей – проверка гипотез о причинно-следственных отношениях.
2. Разработка плана исследования.
В плане описываются источники уже имеющихся данных, объясняется суть конкретных исследовательских подходов, определяются методы контакта, последовательность исследований и инструментарий сбора новых данных.
Необходимо собрать первичные, или вторичные данные, или те и другие. Вторичные данные – это информация, которая была собрана прежде для других целей. Первичные данные – это информация, собираемая впервые для данной конкретной цели. Обычно исследователи начинают от сбора вторичных данных (например, внутренняя база данных компании, внешние источники информации).
Обычно вторичные данные можно получить быстрее и они требуют меньше затрат, чем первичные. Исследователь должен тщательно изучить вторичную информацию, чтобы убедиться в ее релевантности (соответствии целям исследования), достоверности (т.е. в том, что она была надлежащим образом собрана и обработана), актуальности (т.е. в том, что информация достаточно современна для принятия нужных решений) и объективности (т.е. при ее сборе и обработке соблюдался принцип беспристрастности). Вторичные данные часто помогают выяснить проблему и определить цели исследования.
Планирование сбора первичных данных: 1) качественным исследованием – изучаются мнения потребителей в маленькой выборке, 2) количественным исследованием предоставляет информацию о большой выборке покупателей.
При разработке плана сбора первичных данных следует учитывать такие вопросы, как методы исследования, контактные методы, план составления выборки и инструменты исследования.
• Методы исследования:
А) Наблюдение – это сбор первичных данных с помощью наблюдения за интересующими исследователя людьми, событиями и ситуациями.
Б) Опрос- это сбор первичных данных, направленный на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения (т.е. сбор описательной информации).
В) Эксперимент – сбор первичных данных с помощью выделения сопоставимых групп людей и контроля переменных составляющих и реакций групп в различных ситуациях. В ходе него выявляются причинно-следственные связи.
• Способы связи с аудиторией: анкеты, рассылаемые по почте; телефонное интервью; личное интервью; сбор информации с помощью Интернета.
• План составления выборки (кого опрашивать, сколько опрашивать и как их отбирать).
• Инструменты исследования: анкета (ряд вопросов, предлагаемые опрашиваемому.2 типа вопросов - открытые (человек формулирует ответ самостоятельно) и закрытые (выбирает из предложенных)) и механические устройства (например, сканер для считывания штрих-кода).
- Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга.
- Лестница потребительской лояльности:
- Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга.
- Концепция маркетинга как философия бизнеса. Приоритет потребителя.
- Связь маркетинговой ориентации с эффективностью бизнеса.
- Основные концепции маркетинга: производственная, товарная, сбытовая, маркетинговая, социально-этического, стратегического и интегрированного маркетинга. Маркетинг отношений.
- Сравнительная характеристика маркетинга отношений и классич. Маркетинга
- Лестница потребительской лояльности:
- Эволюция развития маркетинга. Современные направления развития маркетинга.
- Сравнительная характеристика маркетинга отношений и классич. Маркетинга
- Лестница потребительской лояльности:
- Роль маркетинга в обществе и в компании. Сферы применения маркетинга
- Сравнительная характеристика маркетинга отношений и классич. Маркетинга
- Лестница потребительской лояльности:
- 8. Стратегия сегментации. Выбор целевого рынка
- Сегментационный анализ
- Условия эффективного сегментирования:
- Выбор целевого сегмента
- При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать след. Факторы:
- 9. Маркетинговая среда и ее структура.
- 10. Особенности маркетинга в России.
- 11. Поведение покупателя. Анализ потребительских рынков.
- 12. Анализ привлекательности рынка
- Угроза появления новых участников рынка.
- 13. Анализ конкурентоспособности фирмы??
- 14. Комплекс маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение. Понятие эффективного комплекса маркетинга.
- 15. Товар в системе маркетинга: марка, марочное название, марочный знак. Товарный знак. Формирование товарного ассортимента.
- 2 Способа расширения товарного ассортимента:
- 16. Понятие конкурентоспособности товара (услуги) и способы ее оценки.
- 17. Эволюция маркетинга. Основные категории в маркетинге. Рыночные концепции.
- Модель Кано (вот эту схему надо объяснять! Что такое «кривая стрелочка», я уже представляю )
- Уровни удовлетворения потребителей
- 18. Корпоративное стратегическое планирование: цель и способы осуществления.
- Вопрос 19. Определение стратегических производственных единиц. Оценка существующего портфеля схп. Разработка портфельной стратегии компании. Виды стратегических бизнес-портфелей.
- Вопрос 20. Концепция жизненного цикла товара и ее использование как средства маркетингового стратегического планирования.
- Стадия внедрения – низкий темп объема продаж.
- Стадия роста – увеличение объема продаж.
- Стратегия зрелости – это переходная стадия, когда темпы роста начинают снижаться, но они выше рыночных.
- Стадия насыщения – темпы роста первичного спроса снижаются и становятся равны валовому.
- Стадия спада - уменьшение объемов продаж, т.Е. Снижение спроса.
- Вопрос 21. Управление маркетингом как управление спросом
- Вопрос 22. Матрица «Бостон Консалтинг Групп» и ее использование при разработке портфельной стратегии фирмы.
- Вопрос 23. Матрица товары/рынки и.Ансоффа и ее использование при анализе возможностей развития фирмы и разработки стратегии роста.
- 3 Разновидности стратегии интенсивного роста:
- Вопрос 24. Анализ привлекательности отрасли. Модель 5 конкурентных сил Портера.
- Угроза появления новых участников рынка.
- Рыночная сила покупателей
- Рыночная сила поставщиков
- Конкуренция между существующими компаниями в отрасли.
- 25. Группировка фирм отраслей в стратегические группы и ее использование для анализа структуры отрасли.
- Вопрос 26. Разработка деловой стратегии фирмы. Матрица завоевания конкурентных преимуществ м.Портера.
- Вопрос 27. Контроль маркетинга. Маркетинговый аудит.
- 28. Анализ структуры и привлекательности отрасли.
- 1. Угроза появления новых участников рынка.
- 3. Рыночная сила покупателей
- 4. Рыночная сила поставщиков
- 5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли.
- 29. Маркетинговая информационная система (мис).
- 30. Организация маркетинга на предприятии.
- 31. Маркетинговое планирование. Структура и содержание маркетингового плана.
- 33. Маркетинговые исследования.
- 3. Реализация плана исследования. Идет сбор, обработка и анализ информации.
- 4.Интерпретация и представление результатов. Исследователь должен истолковать полученные данные и сделать выводы.
- 34. Система маркетинговых планов.
- 35. Продукт как элемент комплекса маркетинга. Типы продукта, трехуровневая и двухуровневая концепция продукта, его атрибуты. Формирование товарного ассортимента на предприятии.
- 36. Ценовая политика предприятия.
- 37. Стратегия разработки и вывода нового товара на рынок
- 38. Политика формирования и управления каналами распределения и сбытовыми каналами предприятия
- 39. Разработка системы интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- 40. Анализ конкурентной среды в отрасли: теоретические подходы.
- 41. Матрица Мак-Кинси (Дженерал): роль в разработке портфельной стратегии и принципы построения.
- 42. Swot анализ: анализ сильных и слабых сторон конкурентов, анализ угроз и возможностей со стороны внешней среды.
- 43. Разработка стратегии роста компании. Интенсивное, интеграционное развитие, диверсификация деятельности предприятия.
- 44. Маркетинговый план и его роль в системе внутрифирменного планирования.
- 45. Служба маркетинга на предприятии: функции, система организации, их достоинства и недостатки.
- Аналитическая функция (анализ):
- Производственная:
- Функция управления и контроля:
- Используется также комбинация всех этих организационных структур.
- Организация сбытовой и маркетинговой деятельности на предприятии. Проблема организационного разделения. Функции маркетинговых служб в компании.
- Понятие внешней и внутренней маркетинговой среды фирмы. Роль анализа микро и макросреды компании.
- Анализ макросреды фирмы. Step анализ. Основные характеристики макросреды в России.
- 49.Стратегии маркетинга: портфельная, деловая и функциональная
- 3 Разновидности стратегии интенсивного роста:
- Вопрос 50. Система маркетинговых исследований: виды и роль.
- 3. Реализация плана исследования. Идет сбор, обработка и анализ информации.
- Формы исследования
- Методы исследования
- 51. Маркетинговая информационная система: концепция и компоненты
- Анализ поведения потребителей. Модель покупательского поведения.
- Роль и сущность сегментации рынка. Основания для сегментирования покупательских рынков.
- Сегментационный анализ
- 54. Сегментация рынка. Выбор целевых сегментов: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг.
- Сегментационный анализ
- При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать след. Факторы:
- 55. Роль и способы позиционирования и перепозиционирования товаров на рынке.
- 56. Новые товары. Стратегия их разработки и позиционирования. Пробные рынки.
- 57. Ценообразование в маркетинге: цели, основные этапы ценообразования.
- 58. Определение каналов распределения и его функций в маркетинге. Горизонтальные и вертикальные маркетинговые системы.
- 5 Основных потоков между участниками канала распределения:
- 59. Элементы комплекса продвижения: реклама, стимулирование сбыта, формирование деловой репутации через связь с общественностью.
- 5 Коммуникационных эффектов:
- 60. Элементы комплекса стимулирования продаж. Значение стимулирования в комплексе маркетинга.
- 61. Сущность и функции рекламы в системе маркетинга.
- 5 Коммуникационных эффектов:
- 62 Понятие отрасли. Анализ конкурентной среды в отрасли. Факторы успеха в отрасли.
- 63.Система продвижения товаров и услуг на рынке.
- 5 Коммуникационных эффектов:
- Стимулирование сбыта.
- Пиар (связь с общественностью)
- Личная продажа.
- 64.Роль рекламы в системе продвижения продукта.
- 5 Коммуникационных эффектов:
- 65.Сущность маркетинговых исследований и их роль в системе принятия решений.
- 3. Реализация плана исследования. Идет сбор, обработка и анализ информации.
- 4.Интерпретация и представление результатов. Исследователь должен истолковать полученные данные и сделать выводы.
- 66 Деловая маркетинговая стратегия компании.
- 67 Анализ конкурентоспособности фирмы??? и разработка деловой рыночной стратегии.
- 68. Уровни стратегического маркетингового планирования: портфельная, деловая и функциональная стратегии.
- 69. Понятие конкурентоспособности товара и способы ее оценки. Роль позиционирования в обеспечении конкурентоспособности товара.
- 70. Классический и альтернативные сетевой подходы в маркетинге.
- 71. Прямой маркетинг и личные продажи.
- 72. Функциональная маркетинговая стратегия предприятия.
- 73. Международный и глобальный маркетинг.
- 74. Стратегия и организация маркетинговой деятельности на предприятиях сферы услуг
- 75. Особенности управления маркетингом на промышленных предприятиях
- 76. Роль ситуационного,gap и step анализа в разработке стратегии компании.