logo
marKetING_(spora)_red

41. Матрица Мак-Кинси (Дженерал): роль в разработке портфельной стратегии и принципы построения.

Матрица представляет собой квадрат, сформированный по двум осям: долгосрочная принадлежность к отрасли и сила компании. Каждая ось условно разделена на три части: низкая, средняя и высокая. Соответственно, матрица состоит из 9 квадрантов (3х3).

Сила компании зависит от таких параметров:

1. Относительная доля рынка;

2. Границы прибыли относительно конкурентов;

3. Способность конкурировать по ценам и качеству;

4. Знание потребителя и рынка;

5. Конкурентные силы и слабости;

6. Технические возможности;

7. Уровень управления и т.д.

Долгосрочная принадлежность отрасли зависит от :

  1. Размер рынка и темпы роста;

  2. Границы прибыльности отрасли;

  3. Интенсивность конкуренции;

  4. Сезонность и цикличность;

  5. Требования к технологии и капиталовложениям;

  6. Существующие возможности и угрозы;

  7. Барьеры входа и выхода из отрасли и т.д.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Долг. принад.

высокая

средняя

низкая

сильная средняя слабая

Позиция в конкуренции

1 квадрант

защищать позицию, т.е. инвестировать для максимально возможного роста;

концентрировать усилия по сохранению влияния.

2 квадрант

бороться за лидерство, основываться исключительно на сильных сторонах;

укреплять уязвимые места.

3 квадрант (аналогична трудным детям)

избирательное развитие. Специализироваться на ограниченном количестве сильных сторон;

искать возможности преодоления слабых мест;

уходить с рынка, если не существует перспектив роста.

4 квадрант

усиленно инвестировать в наиболее привлекательные сегменты;

развивать способности по противостоянию конкуренции;

увеличивать прибыльность за счет роста производительности.

5 квадрант

защищать существующую программу;

концентрировать инвестиции в сегментах, где существует хорошая прибыльность и относительно низкий уровень рисков.

6 квадрант

искать возможности для расширения без особых рисков, в противном случае минимизировать инвестиции и рационализировать деятельность.

7 квадрант (дойные коровы)

получать текущую прибыль;

концентрироваться на привлекательных сегментах;

охранять сильные стороны.

8 квадрант

охранять позиции в наиболее прибыльных сегментах;

модернизировать товарный ассортимент;

минимизировать инвестиции

9 квадрант (собаки)

выводить с рынка;

сокращать постоянные затраты и избегать инвестиций;

продать в тот момент, когда может быть получена максимальная цена.

В центре внимания модели находится будущая прибыль или будущая отдача капиталовложений, которые могут быть получены организацией другими словами, основной упор сделан на то, чтобы проанализировать, какое влияние на прибыль могут оказать дополнительные инвестиции в конкретный вид бизнеса в краткосрочной перспективе.