logo
лекции мк

Тема 10. «Виды мерчендайзинга»

  1. Категорийный мерчендайзинг

  2. Сезонный мерчендайзинг

  1. Товарная категория – совокупность товаров, объединение которых в группу для совместной продажи позволяет розничному торговцу выполнить все задачи и достичь запланированные цели.

Категорийный мерчендайзинг – мерчендайзинг, ориентированный на организацию комплексных продаж, когда один товар способствует продаже другого без привлечения дополнительных инвестиций.

Виды товарных категорий:

  1. категория товаров, удовлетворяющих потребности определенной группы покупателей – например,

- свадебные платья, фата, перчатки, диадемы, колье, бусы, обувь и т.д. – для невест;

- футболки, кружки, кепки, значки, шарфы, брелоки и т.д. – для фанатов любимой команды;

  1. категория товаров, приобретаемых разными группами покупателей для удовлетворения схожих потребностей - например,

- в товарную категорию «Чай» входит:

- в товарную категорию «Вино» входит:

  1. категория товаров, сформированных на основе потребительских предпочтений – в основу формирования такой категории ложится субъективизм и эмоциональность покупателей. Отслеживание и выявление таких «эмоциональных» товаров и формирование их в категории – это и есть задача мерчендайзинга, например:

- витрина дорогих импортных сигар, трубок;

- отдел старинной мебели и картин;

- экспозиция французских вин урожая 1960–1970 гг;

- секция эксклюзивной стеклянной посуды компании Luminarc;

  1. категория товаров, сформированных на основе потребительских свойств продукции или особых условий ее хранения. В данном случае целесообразно дополнить основную выкладку товара дополнительной точкой продаж сопутствующего товара, а также компоновку товаров осуществляется с учетом требований к температурному режиму, влажности воздуха, освещенности и т.д. например:

- приправы и специи, размещенные в отделе бакалеи, должны быть продублированы на прилавках мясного и гастрономического отделов;

- джемы, варенья, взбитые сливки и др.- в местах продажи мороженого;

- замороженные овощи, фрукты, рыба, мясо.

  1. Сезонный мерчендайзинг – мерчендайзинг на основе взаимосвязанных продаж товаров повышенного спроса в каждое время года.

Со сменой времен года происходят изменения в привычных заботах людей, а следовательно, и в структуре потребления. Задача мерчендайзера в таких случаях, подстраиваться под эти изменения, делая акцент на товарах, наиболее актуальных для каждого времени года.

В мерчендайзинге принято выделять следующие четыре сезона: