Тема 10. «Виды мерчендайзинга»
Категорийный мерчендайзинг
Сезонный мерчендайзинг
Товарная категория – совокупность товаров, объединение которых в группу для совместной продажи позволяет розничному торговцу выполнить все задачи и достичь запланированные цели.
Категорийный мерчендайзинг – мерчендайзинг, ориентированный на организацию комплексных продаж, когда один товар способствует продаже другого без привлечения дополнительных инвестиций.
Виды товарных категорий:
категория товаров, удовлетворяющих потребности определенной группы покупателей – например,
- свадебные платья, фата, перчатки, диадемы, колье, бусы, обувь и т.д. – для невест;
- футболки, кружки, кепки, значки, шарфы, брелоки и т.д. – для фанатов любимой команды;
категория товаров, приобретаемых разными группами покупателей для удовлетворения схожих потребностей - например,
- в товарную категорию «Чай» входит:
чай фасованный и пакетированный;
чай черный и зеленый;
чай с добавками и без таковых;
печенье, вафли, булочки, пироги, торты и т.д.;
- в товарную категорию «Вино» входит:
сухие, полусухие, полусладкие и сладкие вина;
белые, розовые и красные вина;
вина различной крепости;
вина молодые и выдержанные;
конфеты, сыры, фрукты и др.;
категория товаров, сформированных на основе потребительских предпочтений – в основу формирования такой категории ложится субъективизм и эмоциональность покупателей. Отслеживание и выявление таких «эмоциональных» товаров и формирование их в категории – это и есть задача мерчендайзинга, например:
- витрина дорогих импортных сигар, трубок;
- отдел старинной мебели и картин;
- экспозиция французских вин урожая 1960–1970 гг;
- секция эксклюзивной стеклянной посуды компании Luminarc;
категория товаров, сформированных на основе потребительских свойств продукции или особых условий ее хранения. В данном случае целесообразно дополнить основную выкладку товара дополнительной точкой продаж сопутствующего товара, а также компоновку товаров осуществляется с учетом требований к температурному режиму, влажности воздуха, освещенности и т.д. например:
- приправы и специи, размещенные в отделе бакалеи, должны быть продублированы на прилавках мясного и гастрономического отделов;
- джемы, варенья, взбитые сливки и др.- в местах продажи мороженого;
- замороженные овощи, фрукты, рыба, мясо.
Сезонный мерчендайзинг – мерчендайзинг на основе взаимосвязанных продаж товаров повышенного спроса в каждое время года.
Со сменой времен года происходят изменения в привычных заботах людей, а следовательно, и в структуре потребления. Задача мерчендайзера в таких случаях, подстраиваться под эти изменения, делая акцент на товарах, наиболее актуальных для каждого времени года.
В мерчендайзинге принято выделять следующие четыре сезона:
«весеннее» время – апрель, май, июнь (праздник Пасхи, весенние домашние уборки, время поездок на дачи, открытие сезона пикников);
«летнее» - июль, август, сентябрь (некоторое затишье в розничном бизнесе, т.к. многие уезжают в отпуска, дети уезжают в лагеря, поэтому необходимо уделить особое внимание стимулированию летних продаж; разнообразие овощей и фруктов; товары для пикников; кремы и лосьены для загара и соответствующая косметика; товары к программе «Снова в школу»);
«осеннее» - октябрь, ноябрь, декабрь (период самого обильного чревоугодия; октябрьские и новогодние праздники - подарки);
«зимнее» - январь, февраль, март (продолжение новогодних праздников – вечеринки переходят из офисов под домашний кров; январь требует новых напористых усилий по стимулированию продаж в период послепраздничного спада в торговле; зимнее похолодание ведет к изменениям в домашнем меню – горячие завтраки, ужины с блюдами из мяса; увеличивается спрос на чай, кофе; продажа кремов для рук и др. косметических средств; февраль и март – это период Великого поста – постные продукты и т.д.).
- Тема 1. «Сущность и содержание мерчендайзинга»
- 3. Основные мероприятия мерчендайзинга:
- 4. Типы торговых предприятий
- Тема 2. «Витрины и вывески тп»
- Классификация витрин
- 4. Некоторые моменты в оформлении витрины:
- Тема 3. «Ландшафтный дизайн»
- 1. Стили и преимущества ландшафтного дизайна
- 3. Водоемы экстерьера
- 4. Ландшафтный дизайн интерьера
- Тема 4. «pos – материалы (posм)»
- Тема 5 «Атмосфера торгового предприятия»
- 5. Очень эффективным моментом является использование звуковых эффектов соответствующих ассортименту предлагаемых товаров.
- 6. Мерченфилинг - новая концепция мерчендайзинга
- Тема 6. «Размещение товара в торговой точке»
- 3.2. Разделение товарных групп на категории в зависимости от популярности среди постоянных покупателей.
- 5. Основные правила размещения товаров в торговом зале:
- Тема 7. «Выкладка товаров в торговой точке»
- Тема 8. «Распродажа»
- 1. Определение и цели распродажи.
- 3. Рекомендации специалисту при планировании, организации и реализации распродаж
- Тема 9. «Организация мерчендайзинга на предприятии»
- 3. Структура «Мерчендайзеры образуют свой отдел»
- 4. Структура «Функции мерчендайзинга перекладываются на плечи сторонних агентств»
- 2. Стандарты мерчендайзинга
- 3. Правила применения стандартов мерчендайзинга:
- Тема 10. «Виды мерчендайзинга»