Тема 5 «Атмосфера торгового предприятия»
Мероприятия, касающиеся зрительных ощущений (освещение, цветовое сочетание).
Мероприятия, касающиеся обонятельных ощущений (запахи).
Мероприятия, касающиеся слуховых ощущений.
Мероприятия, касающиеся осязательных ощущений.
Мероприятия, касающиеся вкусовых ощущений (дегустации).
Мерченфилинг - новая концепция мерчендайзинга
Атмосфера торгового предприятия - это образ или впечатление, создаваемое его оформлением. Атмосферу нельзя измерить и определить, зато ее можно почувствовать. Какие чувства более всего помогают нам познавать мир? зрение - 85 % того, что мы узнаем; слух – 6 %; вкус – 3 %; осязание – 3 %; обоняние – 3 %.
Мероприятия, касающиеся зрительных ощущений:
Стили, используемые в дизайне интерьеров ТП. Классицизм, модерн, арт-деко, минимализм, хай-тек, китч, этно, - это далеко не все стили, существующие в дизайне интерьера и архитектуре. Многие из них еще и подразделяются на несколько направлений и наоборот.
Использование определенного цвета или сочетания цветов.
Освещение торгового зала
естественное; для определения степени естественного освещения рассчитывается световой коэффициент по следующей формуле К = Sз.п. / Sп. т. з., где Sз.п. – площадь застекленной поверхности, а Sп. т. з. – площадь пола торгового зала. К должен составлять не менее 0,125. Естественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, неудачного расположения магазина и др., поэтому широко используется и искусственное освещение.
искусственная освещенность торговых залов нормируется в зависимости от характера применяемых электрических ламп (накаливания или люминесцентных). Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь благоприятный спектральный состав.
Наличие POS-материалов.
Использование различных строит-х материалов для оформления интерьера ТП.
Чистота торгового зала.
=============================================================================
Мероприятия, касающиеся обонятельных ощущений (запахи) - аромомаркетинг ТП
Запахи - очень важная вещь, которой, почему-то пренебрегают. Все считают, что запахи - это прерогатива исключительно продуктовых магазинов. Любому покупателю будет неприятно делать покупки в магазине, пропахшем запахом табака, нечистых ковров или отсыревших стен. Торговые помещения не должны иметь неподобающих запахов.
Прежде чем проводить мероприятия аромамаркетинга, необходимо убедиться в том, что отсутствуют неприятные запахи, если таковые имеются, то необходимо осуществлять аромаклининг, который предполагает устранение неприятных или ненужных запахов с последующей ароматизацией. Возможны два варианта:
─ нейтрализация неприятного запаха и последующая ароматизация;
─ ароматизация – исполнение аромата, в состав которого входит абсорбент (поглотитель запахов).
Для устранения неприятных запахов необходимо:
проводить частую уборку помещений,
наладить хорошую вентиляцию помещений;
осуществлять программы косметических ремонтов.
Специалисты в сфере использования аромомаркетинга при выборе запахов рекомендуют учитывать влияние следующих факторов.
Величина торгового предприятия.
Характеристики сегмента покупателей, такие как:
пол;
возраст.
Цели воздействия запахов:
расслабление, снятие стресса;
пробуждение, создание бодрящего эффекта;
повышение работоспособности.
Профиль торгового предприятия.
Специализация торговых предприятий.
Место использования запахов.
Время использования запахов.
Перечень промо-акций.
Зона распространения запахов:
запахи всего торгового зала;
запахи отдельных мест;
запахи отдельных товаров;
запахи POS-материалов (аромаполиграфия – ароматизация любой рекламной полиграфической продукция одним из следующих способов:
аромат в виде аромакапсул наносится на поверхность изделия полностью или выборочно, даже при одном прикосновении аромат высвобождается;
капсулы аромата наносятся между двумя листами бумаги. Аромат высвобождается при разрыве бумаги.
Сезонность. Например, с апреля по август в секции купальников можно использовать запах тропических цветов.
Способы одорирования ТП:
расположить в хлебном или бакалейном магазине мини-пекарню или киоск горячей выпечки с их естественными ароматами. При мясо-колбасном магазине – разместить мини-коптильню. Это самый простой способ;
добавлять ароматизаторы в жидкость для мытья полов;
приобрести и размещать сосуды с ароматическими наборами (засушенные травы, лепестки цветов и т.д.), запах, конечно, будет менее интенсивным и с ограниченным радиусом действия, да и выветрится возможно через неделю;
использовать ароматные полимеры, которые крепят на обычные лампы и при нагревании через некоторое время наполняют воздух приятным запахом;
нанести на лампочку несколько капель духов или эфирного масла;
размещать в торговых залах композиции из живых цветов, так как они создают домашнюю теплую обстановку, особое настроение;
в малых компактных помещениях можно использовать бытовой ароматизатор воздуха, ароматическую палочку либо ароматическую лампу или свечу;
использовать водные растворы ароматизированных спиртов путем распыления через систему кондиционирования и вентиляции;
использовать холодные ароматизаторы, в которые вставляются специальные сменные картриджи со смесью воды, спирта и натурального ароматического масла. На таймере устанавливается требуемая периодичность, с которой смесь распыляется в воздух, величина выброса и периодичность зависит от площади торгового помещения.
Запах должен быть ненавязчивым, слегка уловимым, и таким же приятным, как и запах прибыли…
============================================================================
3. Мероприятия, касающиеся слуховых ощущений – аудиостиль ТП. По этому поводу существует 2 точки зрения - приверженцев музыки и ее противников.
Противники говорят, что сложно подобрать музыку, соответствующую всем группам покупателей.
Сторонники говорят о том, что музыка способствует совершению покупки.
Если вы сторонник музыки, то:
следует обращать внимание на акустические особенности помещения;
необходимо подобрать звукопоглощающие покрытия для стен и пола;
следует обращать внимание на разнообразие музыкального фона, особенно для тех торговых точек, куда покупатель заходит почти каждый день (одна и та же музыка каждый день – может раздражать покупателя);
следует обращать внимание ритмичность, темп музыки, т.к. медленная музыка побуждает покупателей не спешить и оставаться в магазине; быстрая музыка дает противоположный эффект, превращая прогулочный шаг в более быстрый, что в основном используется в часы-пик для ускорения движения покупателей;
Рекомендации специалистов по использованию аудиостиля ТП:
Музыка подбирается в зависимости от концепции торгового предприятия и представленного в нем ассортимента. Музыка должна быть ненавязчивой, создавать эффективно действующий тон для покупок, а не отвлекать от них.
Например,
Магазинам для детей лучше подойдут мелодии из любимых мультфильмов.
Молодежным торговым бутикам – динамичная модная музыка.
Ресторанам – возможно мягкие мелодии Моцарта и Баха и т.д.
При подборе мелодий нужно избегать возникновения у покупателей каких-либо ненужных ассоциаций, с той или иной песней, мелодией. В магазине покупатель должен чувствовать себя как бы в другом мире, далеко от всех реальных проблем. Покупатель не должен улавливать явный смысловой оттенок песни. Иначе его внимание отвлекается на анализ содержания песенного текста. У кого-то он может вызвать негативные ассоциации, неприятные воспоминания, а кому-то он просто не понравится. По этой причине лучше не использовать «раскрученные» популярные шлягеры, и вообще избитые и широко известные мелодии. Классика тоже не подходит – ее очень многие не понимают и не воспринимают. А вот мелодичные обработки классической музыки вполне уместны. Лучше использовать мелодии смежных музыкальных стилей. В Америке, Европе в последнем десятилетии активно начали использовать музыку 1950-60-х, в России – 1960-70-х лет.
3. Музыка должна соответствовать социально-демографическим характеристикам покупателей. Например, пенсионеры, посещающие супермаркет в утреннее время и домохозяйки - в дневное время, вряд ли будут в восторге от группы «Тату».
4. Желательно отказаться от прямой трансляции радиостанций. Новости, разговоры в эфире, резкая смена музыкального стиля и эмоциональной окраски, болтовня ди-джея или убогий песенный текст или рекламная информация нередко приводят к отрицательному эффекту.
- Тема 1. «Сущность и содержание мерчендайзинга»
- 3. Основные мероприятия мерчендайзинга:
- 4. Типы торговых предприятий
- Тема 2. «Витрины и вывески тп»
- Классификация витрин
- 4. Некоторые моменты в оформлении витрины:
- Тема 3. «Ландшафтный дизайн»
- 1. Стили и преимущества ландшафтного дизайна
- 3. Водоемы экстерьера
- 4. Ландшафтный дизайн интерьера
- Тема 4. «pos – материалы (posм)»
- Тема 5 «Атмосфера торгового предприятия»
- 5. Очень эффективным моментом является использование звуковых эффектов соответствующих ассортименту предлагаемых товаров.
- 6. Мерченфилинг - новая концепция мерчендайзинга
- Тема 6. «Размещение товара в торговой точке»
- 3.2. Разделение товарных групп на категории в зависимости от популярности среди постоянных покупателей.
- 5. Основные правила размещения товаров в торговом зале:
- Тема 7. «Выкладка товаров в торговой точке»
- Тема 8. «Распродажа»
- 1. Определение и цели распродажи.
- 3. Рекомендации специалисту при планировании, организации и реализации распродаж
- Тема 9. «Организация мерчендайзинга на предприятии»
- 3. Структура «Мерчендайзеры образуют свой отдел»
- 4. Структура «Функции мерчендайзинга перекладываются на плечи сторонних агентств»
- 2. Стандарты мерчендайзинга
- 3. Правила применения стандартов мерчендайзинга:
- Тема 10. «Виды мерчендайзинга»